Как решает проблему познания Дж. Локк ? Локк Д. Опыт о человеческом разуме
I. Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, доста¬точно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некие врож¬денные принципы, некие первичные понятия... так сказать запе¬чатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить не¬предубежденных читателей в ложности этого предположения, до¬статочно лишь показать, как люди исключительно при своих природных без всякого содействия со стороны и рожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов...
2. Общее согласие как главный довод. Ничто не пользуется таким общим признанием, как то, что есть некоторые принципы, как умозрительные, так и практические (ибо речь ведут и о тех, и о других), с которыми согласны все люди. Отсюда защитники приве¬денного взгляда заключают, что эти принципы необходимо долж¬ны быть постоянными отпечатками, которые души людей получа¬ют при начале своего бытия и приносят с собой в мир столь же необ¬ходимо и реально, как и все другие присущие им
3. Общее согласие вовсе не доказывает врожденности. Довод со ссылкой на всеобщее согласие заключает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько при¬знаваемых всем человечеством истин, он все-таки не доказывал бы врожденности этих истин, если бы удалось показать, что имеется другой путь, каким люди приходят ко всеобщему согласию относи¬тельно вещей, о которых они сходятся во взглядах, а я предпола¬гаю, что это показать возможно...
15. Шаги, которыми разум доходит до различных истин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пус¬тое место, и по мере того, как разум постепенно осваивается с неко¬торыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более и более заметным. Но хотя запас общих идей и растет обыкновенно вместе с употреблением общих имен и рассуждающей деятельностью, все-таки я не вижу, как это может доказать их врожденность...