Расцветом реалистической лирической поэзии Пушкина считается вторая половина 20-х и начало 30-х годов. Здесь мощно отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, нелегкость его жизни. Чернышевский считал Пушкина пылким живым, впечатлительным, поэтом с горячим сердцем, увлеченным, личностью, которая жаждет любви и дружбы. Он имел горячий темперамент, способный зажечь других людей. Лирика поэта открывает нам его раздумья о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко отраженным в стихах о любви.
Тема любви зазвучала еще в творчестве Пушкина-лицеиста, где он был немного подражательным, но в них уже чувствовался настоящий талант тонко чувствовать и отражать в слове: «Болезнь любви неизлечима», «Пускай умру, но пусть умру любя!» В ранних стихах преобладают вымысел и мечта, фантазия создаёт образ идеально прекрасной возлюбленной. Поэтом управляет скорее ожидание любви, чем сама любовь.
Именно в период южной ссылки он впервые чувствует себя влюблённым. Образ возлюбленной становится более достоверным, хотя и соединенным с романтической таинственностью — «Редеет облаков летучая гряда...», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо». В них — образ истинно любящего мужчины, преданного возлюбленной, всегда желающего счастья той, которую он любит. Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Ненастный день потух...» и др. В любовной лирике реалистичного периода звучат философские размышлениями о красоте и божественной сущности женщины. Стихотворения становятся более простыми внешне, но чрезвычайно богаты чувствами, раскрывающими душевный мир героя. Таковыми являются стихи «Я вас любил...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Не пой, красавица, при мне», «Мадона», «Признание» и др. В них любовь — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Вера в то, что любовь — даже безответная – жизненный бесценный дар — сила воздействия дара поэта.
Тема любви зазвучала еще в творчестве Пушкина-лицеиста, где он был немного подражательным, но в них уже чувствовался настоящий талант тонко чувствовать и отражать в слове: «Болезнь любви неизлечима», «Пускай умру, но пусть умру любя!» В ранних стихах преобладают вымысел и мечта, фантазия создаёт образ идеально прекрасной возлюбленной. Поэтом управляет скорее ожидание любви, чем сама любовь.
Именно в период южной ссылки он впервые чувствует себя влюблённым. Образ возлюбленной становится более достоверным, хотя и соединенным с романтической таинственностью — «Редеет облаков летучая гряда...», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо». В них — образ истинно любящего мужчины, преданного возлюбленной, всегда желающего счастья той, которую он любит. Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Ненастный день потух...» и др. В любовной лирике реалистичного периода звучат философские размышлениями о красоте и божественной сущности женщины. Стихотворения становятся более простыми внешне, но чрезвычайно богаты чувствами, раскрывающими душевный мир героя. Таковыми являются стихи «Я вас любил...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Не пой, красавица, при мне», «Мадона», «Признание» и др. В них любовь — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Вера в то, что любовь — даже безответная – жизненный бесценный дар — сила воздействия дара поэта.