Как название эпопеи Толстого связано с содержанием и композицией произведения? В каких еще произведениях русских классиков в названии присутствует антитеза?
Война в романе — это изображение событий 1805—1807 и 1812 годов. Также это состояние вражды, разъединяющее людей. В романе показана война за наследство графа Безухова, богучаровский бунт. Разъединение — это непонимание между Пьером и крестьянами, обман управляющего; это вражда князя Андрея и Курагина, Пьера и Долохова. Это отъединение Николая Ростова от всего «мира» в своем полку.
Мир — противоположность войне. В XIX веке значение этого слова («миръ» и « мiръ ») отличалось в зависимости от написания. В заглавии романа использовалось только первое, которое означало отсутствие войны, но фактически значений его намного больше. Это мироздание, весь мир, это мир каждого человека и национальный мир. Это общность людей (Наташа во время молебна слышит: «Миром Господу помолимся»).
Критики считают, что все многообразие «миров» соединяется в эпилоге. В доме Марьи и Николая Ростовых живут Пьер и Наташа, графиня Ростова, Николенька Болконский. Кредо Николая Ростова: «сначала мужицкое, а уж потом свое», т.е. главными являются интересы мужика, — объединяет мир дворян и народ.
Антитеза заглавия разделяет всех героев на две группы. Одни (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) представляют созидающее начало, «людей мира». Другие (Курагины, Наполеон, Борис Друбецкой) — «люди войны», несущие разъединение, вражду, эгоизм.
Композиционно роман делится на сцены «войны» и «мира». В разных частях их соотношение различно.
Антитеза присутствует в заглавии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Из шести частей романа одна часть посвящена «преступлению», пять — «наказанию», что отражает важность для автора именно моральной стороны: показать путь героя к покаянию и раскаянию, преодоление индивидуализма, «восстановление погибшего человека». Кроме того, антитеза как нельзя лучше иллюстрирует противоречивость человеческой природы, изучению которой посвящены романы Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого.
Антитезой является и заглавие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором показано столкновение противоположных мировоззрений, типов мышления, непримиримая вражда представителей двух поколений.
Мир — противоположность войне. В XIX веке значение этого слова («миръ» и « мiръ ») отличалось в зависимости от написания. В заглавии романа использовалось только первое, которое означало отсутствие войны, но фактически значений его намного больше. Это мироздание, весь мир, это мир каждого человека и национальный мир. Это общность людей (Наташа во время молебна слышит: «Миром Господу помолимся»).
Критики считают, что все многообразие «миров» соединяется в эпилоге. В доме Марьи и Николая Ростовых живут Пьер и Наташа, графиня Ростова, Николенька Болконский. Кредо Николая Ростова: «сначала мужицкое, а уж потом свое», т.е. главными являются интересы мужика, — объединяет мир дворян и народ.
Антитеза заглавия разделяет всех героев на две группы. Одни (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) представляют созидающее начало, «людей мира». Другие (Курагины, Наполеон, Борис Друбецкой) — «люди войны», несущие разъединение, вражду, эгоизм.
Композиционно роман делится на сцены «войны» и «мира». В разных частях их соотношение различно.
Антитеза присутствует в заглавии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Из шести частей романа одна часть посвящена «преступлению», пять — «наказанию», что отражает важность для автора именно моральной стороны: показать путь героя к покаянию и раскаянию, преодоление индивидуализма, «восстановление погибшего человека». Кроме того, антитеза как нельзя лучше иллюстрирует противоречивость человеческой природы, изучению которой посвящены романы Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого.
Антитезой является и заглавие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором показано столкновение противоположных мировоззрений, типов мышления, непримиримая вражда представителей двух поколений.