Дореволюционная Россия занимала одно из последних мест в Европе по уровню грамотности населения. Советская власть сделала ставку на массовое приобщение людей к образованию. Культурные ценности должны были стать достоянием всего народа. Другой стороной новой культурной политики было её полное подчинение идеям большевиков. Вся система образования, все книги и газеты, художественное творчество были проникнуты революционным пафосом. Идеология марксизма-ленинизма стала единственно возможной основой для научных исследований.
Главную роль в создании новой школы играл Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Созданная в стенах наркомата Государственная комиссия по просвещению разработала план новой системы образования.
Под лозунгом «Долой неграмотность!» развернулось массовое обучение взрослых, в первую очередь красноармейцев и рабочих. В 1920 г. при Наркомпросе была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, охватившая своей деятельностью миллионы человек. Повсюду открывались библиотеки и избы-читальни.
Упрощению обучения неграмотных способствовала реформа орфографии в 1918 г. Из алфавита исключили некоторые буквы. На конце слов перестали ставить твёрдый знак. Изменили отдельные правила письма.
В октябре 1918 г. ВЦИК принял положение о единой трудовой школе. Такая школа делилась на две ступени — от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Она пришла на смену прежним начальным школам, гимназиям и реальным училищам. Отменялось раздельное обучение мальчиков и девочек. Школьное образование было объявлено общедоступным и бесплатным.
Были изданы новые правила приёма в высшие учебные заведения. В первую очередь, без вступительных экзаменов в них принимали детей рабочих и крестьян, даже если у них не было среднего образования.
Главную роль в создании новой школы играл Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Созданная в стенах наркомата Государственная комиссия по просвещению разработала план новой системы образования.
Под лозунгом «Долой неграмотность!» развернулось массовое обучение взрослых, в первую очередь красноармейцев и рабочих. В 1920 г. при Наркомпросе была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, охватившая своей деятельностью миллионы человек. Повсюду открывались библиотеки и избы-читальни.
Упрощению обучения неграмотных способствовала реформа орфографии в 1918 г. Из алфавита исключили некоторые буквы. На конце слов перестали ставить твёрдый знак. Изменили отдельные правила письма.
В октябре 1918 г. ВЦИК принял положение о единой трудовой школе. Такая школа делилась на две ступени — от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Она пришла на смену прежним начальным школам, гимназиям и реальным училищам. Отменялось раздельное обучение мальчиков и девочек. Школьное образование было объявлено общедоступным и бесплатным.
Были изданы новые правила приёма в высшие учебные заведения. В первую очередь, без вступительных экзаменов в них принимали детей рабочих и крестьян, даже если у них не было среднего образования.