Работал учителем. Стал широко известен в начале 1920-х гг., когда предложил решение проблемы беспризорников (количество которых в результате Гражданской войны и сопровождавшего ее террора достигло критической массы). До этого проблему беспризорников было поручено решить ВЧК, которая шла по проверенному пути создания детских колоний.
Взлет А.С. Макаренко, как педагога-новатора начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное - он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С. Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже А.С. Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал "систему перспективных линий" и "принцип параллельного педагогического воздействия".
А.С. Макаренко внес весомый вклад в развитие теории и методики воспитания беспризорных детей. Методы психоморальной адаптации в детском коллективе, которые он разработал и испробовал на практике, не утратили своей актуальности и в наше время.
А.С. Макаренко считал, что воспитание и образование беспризорных детей играют важную роль, особенно к восемнадцати годам. По мнению Антона Семеновича, "…для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать, во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного "воспитанного" мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов. У малограмотных иногда рецидивы бывают" [13, c. 46]. Следовательно, особое внимание надо уделять работе с "трудными" детьми, которые есть в каждой школе, каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей.
Для улучшения функционирования воспитательного процесса с беспризорными детьми Антон Семенович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом - непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. Но бедный социальным содержанием ремесленный труд, обедненное мотивационное значение работы состоящей из самообслуживания при большой утомляемости не могут быть путем полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость и является для него (человека) основной формой проявления личности и таланта. Также в труде имеет большое значение физическое развитие, которое является важным и необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность.
Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе, где учится подросток с условной мерой осуждения, включает следующие задачи и этапы:
1. Диагностирование (оценка) взаимоотношений в коллективе класса, выявление изолированных учащихся. Этой цели служит социометрическая методика, корректируемая данными наблюдения и индивидуальных бесед.
Затем идет подбор для условно осужденного круга общения, оптимального в педагогическом плане. Основой для него служит социометрическая методика, позволяющая определить реальный и желаемый круг общения условно осужденного, а так же мотивов его контактов с одноклассниками.
2. Планирование общественно - полезной деятельности. Общественно - полезная деятельность может выполняться одним учеником (через подбор индивидуальных поручений), двумя (трудный - нетрудный), группой учеников, в которую включается и условно осужденный.
В выборе общественно-полезной деятельности педагог практически неограничен: создание в школах музеев, организация драмкружка, спортивной секции. Здесь можно применять целый комплекс методов и средств, направленных на улучшение положения в классе.
В числе методов может быть использована система перспективных линий, разработанная А.С. Макаренко, которая предполагает сначала развитие у трудновоспитуемых подростков стремления к контактам с отдельными одноклассниками. Затем с коллективом класса в целом, а в конечном итоге - подготавливает вхождение трудновоспитуемых подростков в общественный коллектив.
3. Этап руководства взаимоотношениями - обучение условно осужденного подростка нормам, правилам и навыкам общения, воспитание культуры общения. Достигается это путем организации специальных бесед и индивидуальных диспутов и т.д.
Взлет А.С. Макаренко, как педагога-новатора начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное - он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С. Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже А.С. Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал "систему перспективных линий" и "принцип параллельного педагогического воздействия".
А.С. Макаренко считал, что воспитание и образование беспризорных детей играют важную роль, особенно к восемнадцати годам. По мнению Антона Семеновича, "…для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать, во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного "воспитанного" мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов. У малограмотных иногда рецидивы бывают" [13, c. 46]. Следовательно, особое внимание надо уделять работе с "трудными" детьми, которые есть в каждой школе, каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей.
Для улучшения функционирования воспитательного процесса с беспризорными детьми Антон Семенович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом - непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. Но бедный социальным содержанием ремесленный труд, обедненное мотивационное значение работы состоящей из самообслуживания при большой утомляемости не могут быть путем полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость и является для него (человека) основной формой проявления личности и таланта. Также в труде имеет большое значение физическое развитие, которое является важным и необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность.
1. Диагностирование (оценка) взаимоотношений в коллективе класса, выявление изолированных учащихся. Этой цели служит социометрическая методика, корректируемая данными наблюдения и индивидуальных бесед.
Затем идет подбор для условно осужденного круга общения, оптимального в педагогическом плане. Основой для него служит социометрическая методика, позволяющая определить реальный и желаемый круг общения условно осужденного, а так же мотивов его контактов с одноклассниками.
2. Планирование общественно - полезной деятельности. Общественно - полезная деятельность может выполняться одним учеником (через подбор индивидуальных поручений), двумя (трудный - нетрудный), группой учеников, в которую включается и условно осужденный.
В выборе общественно-полезной деятельности педагог практически неограничен: создание в школах музеев, организация драмкружка, спортивной секции. Здесь можно применять целый комплекс методов и средств, направленных на улучшение положения в классе.
В числе методов может быть использована система перспективных линий, разработанная А.С. Макаренко, которая предполагает сначала развитие у трудновоспитуемых подростков стремления к контактам с отдельными одноклассниками. Затем с коллективом класса в целом, а в конечном итоге - подготавливает вхождение трудновоспитуемых подростков в общественный коллектив.
3. Этап руководства взаимоотношениями - обучение условно осужденного подростка нормам, правилам и навыкам общения, воспитание культуры общения. Достигается это путем организации специальных бесед и индивидуальных диспутов и т.д.