Чуваши вместо древнетюркского [з] произносят [р]: секиз (тюркское «восемь») в чувашском звучит саккăр.
Там, где в древнетюркском стояло [ш], в чувашском появился звук [л]: зима – къыш (тюркское, есть варианты, конечно) и хĕл (чувашское).
Морфология
В тюркских языках множественное число существительных образуется с аффикса -лар (в разных модификациях), а в чувашском – с аффикса -сем. Этот аффикс сформировался на основе послелога сем, который имел значение «каждый».
Уникальная черта аффикса -сем: с его можно образовывать слова со значением ассоциативной множественности. К примеру, Юмансем можно перевести как «Юман и его родня», «семейство Юмана».
В большинстве тюркских языков различаются дательный и винительный падежи. В чувашском эти значения выражает один падеж, реализуемый с суффикса -на. Посмотрите: Эпĕ ку çырлана ачана патăм («Я дал эту ягоду ребенку»). Кому, чему? (дательный падеж) çырлана – ребенку; кого, что? (винительный падеж) ачана – ягоду.
Отличия чувашского от других тюркских языков
Произношение
Чуваши вместо древнетюркского [з] произносят [р]: секиз (тюркское «восемь») в чувашском звучит саккăр.
Там, где в древнетюркском стояло [ш], в чувашском появился звук [л]: зима – къыш (тюркское, есть варианты, конечно) и хĕл (чувашское).
Морфология
В тюркских языках множественное число существительных образуется с аффикса -лар (в разных модификациях), а в чувашском – с аффикса -сем. Этот аффикс сформировался на основе послелога сем, который имел значение «каждый».
Уникальная черта аффикса -сем: с его можно образовывать слова со значением ассоциативной множественности. К примеру, Юмансем можно перевести как «Юман и его родня», «семейство Юмана».
В большинстве тюркских языков различаются дательный и винительный падежи. В чувашском эти значения выражает один падеж, реализуемый с суффикса -на. Посмотрите: Эпĕ ку çырлана ачана патăм («Я дал эту ягоду ребенку»). Кому, чему? (дательный падеж) çырлана – ребенку; кого, что? (винительный падеж) ачана – ягоду.