Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, выделяют несколько факторов (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения) одним из которых являются налоги и субсидии.
Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
Рис. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем
Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 2). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V=4 ден. ед. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V=4 ден. ед. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P - = Pe1-V. Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.
Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере ((P+) - Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.
Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, – площадь прямоугольника S P+Pе2KE2 = V*Qе2= 4 Qе2
Часть суммы полученной конечными потребителями – площадь прямоугольника S Pе1Pе2K1E2 = (Pe1-Pe2)*Qе2.
Решение:
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, выделяют несколько факторов (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения) одним из которых являются налоги и субсидии.
Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
Рис. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем
Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 2). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V=4 ден. ед. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V=4 ден. ед. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P - = Pe1-V. Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.
Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере ((P+) - Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.
Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, – площадь прямоугольника S P+Pе2KE2 = V*Qе2= 4 Qе2
Часть суммы полученной конечными потребителями – площадь прямоугольника S Pе1Pе2K1E2 = (Pe1-Pe2)*Qе2.