Несомненно, сегодня Северный Кавказ выступает стратегически важным регионом Российской Федерации, дестабилизация ситуации в котором угрожает не только межнациональному миру и согласию здесь, но и государственно-территориальной целостности и безопасности всей России.
На мой взгляд упор в стабилизации региона должен быть сделан на общественные институты. Общественные институты – общественные советы в муниципальных образованиях и при органах государственной власти, наиболее крупные общественные организации и общественные палаты, могут оказать серьёзную поддержку по ряду направлений регионального развития в тесном взаимодействии с органами власти. Учитывая, что без поддержки общественности многие вопросы сегодня и невозможно решить, полагаем, что можно было бы в этом ключевом регионе России сформировать модель более эффективного взаимодействия общественных институтов с органами власти. Тем более на Кавказе, особенно в Дагестане, в так называемых вольных обществах, издревле существовала достаточно эффективная практика общинного самоуправления, но она оказалась несколько деформированной и даже сведённой на «нет» во время проведённой реформы местного самоуправления. Раньше все местные вопросы достаточно эффективно решались «джамаатами на годекане», говоря иначе, местным населением на своих сходах, а сейчас реальная деятельность местных «начальников» зачастую оказывается «за семью печатями» от народа. В итоге это способствует злоупотреблениям с их стороны и недовольству местного на- селения. В приоритетном режиме должны развиваться, по нашему мнению, ресурсы гражданского общества, призванные усилить общественный контроль за расходованием материальных средств и в целом за деятельностью органов власти. В противном случае вся социально-экономическая помощь центра может «исчезнуть» туда, куда она и раньше преимущественно уходила – на «подпитку» материально состоятельных кланов, увеличивая и без того социально опасный разрыв между бедной массой и богатой кучкой населения, что непременно ухудшит и без того сложную социально-политическую ситуацию в регионе. С учётом этого полагаем, что вышерассмотренные меры позволят значительно повысить роль институтов гражданского общества в стабилизации ситуации и развитии Северокавказского региона на современном этапе, поскольку экономические, политические, государственно-правовые, социальные, нравственно-духовные меры должны осуществляться комплексно и только совместно осуществляемые меры могут быть наиболее результативными.
На мой взгляд упор в стабилизации региона должен быть сделан на общественные институты. Общественные институты – общественные советы в муниципальных образованиях и при органах государственной власти, наиболее крупные общественные организации и общественные палаты, могут оказать серьёзную поддержку по ряду направлений регионального развития в тесном взаимодействии с органами власти. Учитывая, что без поддержки общественности многие вопросы сегодня и невозможно решить, полагаем, что можно было бы в этом ключевом регионе России сформировать модель более эффективного взаимодействия общественных институтов с органами власти. Тем более на Кавказе, особенно в Дагестане, в так называемых вольных обществах, издревле существовала достаточно эффективная практика общинного самоуправления, но она оказалась несколько деформированной и даже сведённой на «нет» во время проведённой реформы местного самоуправления. Раньше все местные вопросы достаточно эффективно решались «джамаатами на годекане», говоря иначе, местным населением на своих сходах, а сейчас реальная деятельность местных «начальников» зачастую оказывается «за семью печатями» от народа. В итоге это способствует злоупотреблениям с их стороны и недовольству местного на- селения. В приоритетном режиме должны развиваться, по нашему мнению, ресурсы гражданского общества, призванные усилить общественный контроль за расходованием материальных средств и в целом за деятельностью органов власти. В противном случае вся социально-экономическая помощь центра может «исчезнуть» туда, куда она и раньше преимущественно уходила – на «подпитку» материально состоятельных кланов, увеличивая и без того социально опасный разрыв между бедной массой и богатой кучкой населения, что непременно ухудшит и без того сложную социально-политическую ситуацию в регионе. С учётом этого полагаем, что вышерассмотренные меры позволят значительно повысить роль институтов гражданского общества в стабилизации ситуации и развитии Северокавказского региона на современном этапе, поскольку экономические, политические, государственно-правовые, социальные, нравственно-духовные меры должны осуществляться комплексно и только совместно осуществляемые меры могут быть наиболее результативными.