Добрый день!Урок родного языка (русский). Тема урока: "Современный русский литературный язык" Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. С языка человек выражает свои мысли и передает их другим, а делать это он может как письменно, так и устно. Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом». Рассмотрим значение слов «язык» и «речь». «Язык» 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. (Великий русский язык. Славянские языки.) 2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). (Язык Пушкина. Язык писателей.) 3.Речь говорить. (Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.) 4.Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. (Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.) 5.Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). (Язык фактов. Язык танца.) 6.Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). (Взять, привести языка.) «Речь говорить, говорение. (Владеть речью. Дар речи.) 2.Разновидности или стили языка. (Устная и письменная речь.) 3. Звучащий язык. (Русская речь музыкальна.) 4.Разговор. Беседа. (Умные речи приятно слушать.) 5.Публичное выступление. (Выступать с речью.) Мы познакомились со значениями слова «речь». Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках, обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5, т.е. к какому значению соответствуют эти предложения.(записываем в тетради) 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. 2) Об этом не может быть и речи. 3) У этого мальчика затруднительная речь. 4) Звучит многоязычная речь. 5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. 6) О чем речь? Работа с текстом: прочитать, ответить на вопросы (письменно в тетради) Язык. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При языка строятся города, развивается культура народов. При языка мы изучаем науки и получаем знания, при языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять , вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. Вопросы: 1. Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? 2. Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи. 3. Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого? “Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?” 4. К чему призывает Л.Н.Толстой? Д/З дописать ответы на вопросы.