Новое правительство Александра III, взяв принципиально иной курс, вызвало резкую оппозицию. Император повел борьбу против революционных, социалистических, либеральных брожений. Началось с университетов, где был введен в действие новый устав, практически сводивший на нет автономию: ректоры теперь назначались правительством, они получили право увольнять профессоров и т. д.
Затем новые веяния коснулись печати, где произошли определенные перестановки и были введены ограничения. Стала расширяться сеть церковно-приходских школ, а вместе с тем была введена система классического обучения в гимназии, которая не казалась современникам полноценной, хотя свою роль и сыграла, потому что способствовала широкому распространению среди образованной публики знания языков. Те, кто сумел постичь премудрости греческого языка и латыни, легко справлялись с живыми языками.
Итак, внутреннюю политику нового императора можно характеризовать как консервативную. У нас очень любят называть эту политику реакционной. Она, бесспорно, была охранительной. Александр III был человеком весьма последовательным и твердым, он полагал, что самодержавие - это единственная система, благодаря которой существует страна, что у самодержавия есть естественный союзник внутри страны - дворянство. Но союзниками могли быть и другие сословия, поэтому он и вел соответствующую политику, которую либеральная интеллигенция считала реакционной. Самое интересное, что именно при этой реакционной политике расцветали наука, промышленность, торговля (как внутренняя, так и внешняя).
1) Земские начальники (1889 год) назначались министром внутренних дел из местных дворян и осуществляли полицейско-административный надзор за крестьянами: следили за порядком, сбором податей, могли подвергать крестьян краткосрочному аресту и телесным наказаниям. Введение земских начальников укрепило власть правительства на местах.
2) Земская реформа (1890). Понижен имущественный ценз для дворян и повышен имущественный ценз для недворян, что увеличило в местном самоуправлении количество дворян.
3) Городовое положение (1892) повышен имущественный ценз для избирателей, что увеличило в городских думах количество дворян и крупной буржуазии. Все решения думы утверждались губернатором и только после этого вступали в силу.
4) Судебная реформа: повышен имущественный ценз для кандидатов в присяжные заседатели, что усиливало положение дворян и буржуазии, из ведения суда присяжных изымались все политические дела, ограничивалось гласность судебных заседаний.
5) Печать – усилена цензура, ряд изданий закрыты.
6) Университеты – ректоров и профессоров назначат правительство, увеличена плата за обучение, за поведением студентов надзирает особая инспекция, ограничен прием детей из недворянских семей.
7) Административные реформы – правительство в любой момент может объявить чрезвычайное положение, во время которого приостанавливается действие всех гражданских свобод и власть переходит к военным. Местные власти могут высылать из губернии подозрительных и неблагонадежных лиц, предавать их военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати.
8) Национальные окраины – ограничены в правах представители других религий и национальностей, евреям запрещено проживать внутри черты оседлости и в столицах. На национальных окраинах проводится активная политика по русификации.
9) крестьянство: все помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп земли, понижены выкупные платежи. Крестьяне кредитуются через Крестьянский банк. Отменена подушная подать, оказывается помощь в переселении крестьян в Сибирь.
10) рабочие – заложены основы трудового законодательства, регулирующего отношения между рабочими и владельцами фабрик: запрещен труд детей моложе 12 ти лет, создана фабричная инспекция надзирающая за соблюдение законодательства, запрещен ночной труд детей и женщин, ограничена сумма штрафов и продолжительность рабочего дня 11 часами.
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.
3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных детях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния крестьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после завершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных переделов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обезземеливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фабричного законодательства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной промышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского самоуправления
10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской государственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало наступления на автономные права Финляндии.
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны
Затем новые веяния коснулись печати, где произошли определенные перестановки и были введены ограничения. Стала расширяться сеть церковно-приходских школ, а вместе с тем была введена система классического обучения в гимназии, которая не казалась современникам полноценной, хотя свою роль и сыграла, потому что способствовала широкому распространению среди образованной публики знания языков. Те, кто сумел постичь премудрости греческого языка и латыни, легко справлялись с живыми языками.
Итак, внутреннюю политику нового императора можно характеризовать как консервативную. У нас очень любят называть эту политику реакционной. Она, бесспорно, была охранительной. Александр III был человеком весьма последовательным и твердым, он полагал, что самодержавие - это единственная система, благодаря которой существует страна, что у самодержавия есть естественный союзник внутри страны - дворянство. Но союзниками могли быть и другие сословия, поэтому он и вел соответствующую политику, которую либеральная интеллигенция считала реакционной. Самое интересное, что именно при этой реакционной политике расцветали наука, промышленность, торговля (как внутренняя, так и внешняя).
2) Земская реформа (1890). Понижен имущественный ценз для дворян и повышен имущественный ценз для недворян, что увеличило в местном самоуправлении количество дворян.
3) Городовое положение (1892) повышен имущественный ценз для избирателей, что увеличило в городских думах количество дворян и крупной буржуазии. Все решения думы утверждались губернатором и только после этого вступали в силу.
4) Судебная реформа: повышен имущественный ценз для кандидатов в присяжные заседатели, что усиливало положение дворян и буржуазии, из ведения суда присяжных изымались все политические дела, ограничивалось гласность судебных заседаний.
5) Печать – усилена цензура, ряд изданий закрыты.
6) Университеты – ректоров и профессоров назначат правительство, увеличена плата за обучение, за поведением студентов надзирает особая инспекция, ограничен прием детей из недворянских семей.
7) Административные реформы – правительство в любой момент может объявить чрезвычайное положение, во время которого приостанавливается действие всех гражданских свобод и власть переходит к военным. Местные власти могут высылать из губернии подозрительных и неблагонадежных лиц, предавать их военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати.
8) Национальные окраины – ограничены в правах представители других религий и национальностей, евреям запрещено проживать внутри черты оседлости и в столицах. На национальных окраинах проводится активная политика по русификации.
9) крестьянство: все помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп земли, понижены выкупные платежи. Крестьяне кредитуются через Крестьянский банк. Отменена подушная подать, оказывается помощь в переселении крестьян в Сибирь.
10) рабочие – заложены основы трудового законодательства, регулирующего отношения между рабочими и владельцами фабрик: запрещен труд детей моложе 12 ти лет, создана фабричная инспекция надзирающая за соблюдение законодательства, запрещен ночной труд детей и женщин, ограничена сумма штрафов и продолжительность рабочего дня 11 часами.
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.
3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных детях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния крестьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после завершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных переделов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обезземеливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фабричного законодательства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной промышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского самоуправления
10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской государственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало наступления на автономные права Финляндии.
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны