А. Твардовский охарактеризовал творческую манеру И. Бунина как «взыскательныйреализм». Раскройте смысл данной характеристики. Опираясь на тексты прочитанных
Присущие реализму черты — психологизм, социальный детерминизм в характеристике героев, типизация и т.д. — легко прослеживаются в творчестве И.А. Бунина. Писатель почтительно относится к традициям русской классики XIX века и старается воплотить ее лучшие принципы в своих произведениях.
Бунин крайне бережно относится к слову, не допуская ничего лишнего, а тем более неправдоподобного. Он всегда пишет только о том, что хорошо знает. Стиль лишен внешних красивостей, и одновременно все описания предметны, «осязаемы».
Каждое произведение возникает из наблюдения жизненного явления или характера: зачастую не имея четко очерченного сюжета (например, рассказ «Антоновские яблоки»), он кажется зарисовкой, взятой из жизни. Но это не унылое копирование действительности, а взыскательный отбор материала, который порождает суть, идею произведения, определяет его композицию.
Характеры героев рассказов и повестей Бунина пожизненному неоднозначны, поступки персонажей психологически оправданны. Так, в Тихоне Красове мы видим и привлекательные черты, и отрицательные стороны. Его самый дурной поступок — насилие над Авдотьей — спровоцирован отсутствием детей, постоянными думами об этом. В дальнейшем он пытается исправить свою вину, но итоги его усилий нельзя назвать однозначно положительными: Авдотья идет замуж за нелюбимого, понимая, что это плохой человек. Внешне нелогичное ее согласие на этот брак оказывается внутренне полностью оправданным.
В рассказе «Человек из Сан-Франциско» поведение персонажей определяется их положением в обществе. Главный герой властен в жизни, но бессилен после смерти; слуги подобострастны перед богачом и насмехаются над мертвым; хозяину гостиницы нужны только деньги и абсолютно не важны чувства семьи умершего... Каждая деталь становится частью мозаики, из которой создается образ, типичный и уникальный одновременно: сам господин, его жена, дочь, слуга Луиджи и др.
Внимание к каждой детали, тщательный отбор жизненного материала, отсутствие натяжек в психологической мотивации героев, сложность характеров — все это и есть «взыскательный реализм» Бунина.
Бунин крайне бережно относится к слову, не допуская ничего лишнего, а тем более неправдоподобного. Он всегда пишет только о том, что хорошо знает. Стиль лишен внешних красивостей, и одновременно все описания предметны, «осязаемы».
Каждое произведение возникает из наблюдения жизненного явления или характера: зачастую не имея четко очерченного сюжета (например, рассказ «Антоновские яблоки»), он кажется зарисовкой, взятой из жизни. Но это не унылое копирование действительности, а взыскательный отбор материала, который порождает суть, идею произведения, определяет его композицию.
Характеры героев рассказов и повестей Бунина пожизненному неоднозначны, поступки персонажей психологически оправданны. Так, в Тихоне Красове мы видим и привлекательные черты, и отрицательные стороны. Его самый дурной поступок — насилие над Авдотьей — спровоцирован отсутствием детей, постоянными думами об этом. В дальнейшем он пытается исправить свою вину, но итоги его усилий нельзя назвать однозначно положительными: Авдотья идет замуж за нелюбимого, понимая, что это плохой человек. Внешне нелогичное ее согласие на этот брак оказывается внутренне полностью оправданным.
В рассказе «Человек из Сан-Франциско» поведение персонажей определяется их положением в обществе. Главный герой властен в жизни, но бессилен после смерти; слуги подобострастны перед богачом и насмехаются над мертвым; хозяину гостиницы нужны только деньги и абсолютно не важны чувства семьи умершего... Каждая деталь становится частью мозаики, из которой создается образ, типичный и уникальный одновременно: сам господин, его жена, дочь, слуга Луиджи и др.
Внимание к каждой детали, тщательный отбор жизненного материала, отсутствие натяжек в психологической мотивации героев, сложность характеров — все это и есть «взыскательный реализм» Бунина.