3. составьте тезисный план текста, подчеркнув его структуру (вступление - основная часть – заключение). постарайтесь сделать так, чтобы количество тезисов не превышало пяти.
роспись северной двины − яркое самобытное явление в народном творчестве. расписные предметы утвари пользовались большим спросом в россии. поскольку они были в цене, источники, откуда они поступали, держались в секрете. до начала двадцатого века мало было известно о местах, где создавались эти чудесные изделия. в росписи, о которой идет речь, можно выделить три основных стиля.
к первому стилю относятся расписные изделия из деревень под общим названием мокрая едома красноборского района, в четырех километрах от пристани пермогорье.
характерной чертой пермогорской росписи является сюжетная композиция, сцены крестьянского быта, обрамленная изящным растительным узором на белом фоне. в решении цветовой гаммы пермогорской росписи белый цвет для фона и красный для узора, при этом желтый и зеленый цвета выступают как второстепенные, а черный цвет обрисовывает контур. основной мотив повторяется в лиственном узоре с большими цветами.
в девятнадцатом веке умельцы мокрой едомы любили раскрашивать посуду для праздничного стола такую, как для пива - скобкарь в форме утицы, братина - большой круглый сосуд на основании, ендова - чаша для меда или пива. в центре посуды часто изображали мифологического сирина, птицу с женской головой. набор деревянной посуды украшался серией картинок одного сюжета. фигуры людей и животных тоже включались в композиции. в целом, яркая роспись подчеркивала форму предмета.
ко второму стилю, для которого характерна роспись на белом фоне, можно отнести изделия мастеров борка, пучуги и тоймы. в борке, как и в пермогорье, на фоне большого разнообразия расписных деревянных предметов особый интерес вызывают прялки. с композиционной точки зрения, наносимый узор распадается на три части: верхняя часть изображает золотые окна с цветами, средняя − сказочных птиц, сидящих на цветущих кустах, а нижняя передает жанровые сцены. такое построение напоминает композицию иконы. впечатляет яркость цвета и кружево узора.
перекликаясь с пучугой, тоймой и борком, ракулка тоже гордится своими традициями в росписи. однако ее стиль отличается большим разнообразием. цвета расписных деревянных изделий ракулки - золотая охра и черный с темно-зеленым и коричнево -красным. орнамент, в основном, состоит из декоративных листьев с черной обводкой. верхняя и самая крупная часть орнамента украшена изогнутой ветвью, для окраски листьев которой выбирают два или более цвета.
расписные изделия двадцатого века демонстрируют высокий уровень мастерства умельцев с берегов северной двины.