21 (африканские маски и фигуры).
торговец антиквариатом купил в нигерии старинные африканские маски из бронзы и фигуры. три ящика с этими культурными ценностями были морским путем отправлены в гамбург. груз был застрахован в соответствии с договором страхования, заключенным с германским страховым обществом, к которому подлежало применению право фрг. когда судно прибыло в гамбург, обнаружилось, что недостает шести бронзовых фигур. страховая компания отказалась выплачивать страховое вознаграждение, ссылаясь на то, что экспорт груза из нигерии носил противоправный характер, поскольку ценности были вывезены с нарушением закона нигерии, устанавливающего запрет на вывоз культурных ценностей.
верховный суд фрг, рассматривающий дело установил, что §134 ггу, устанавливающий ничтожность запрещенной законом сделки, не может быть применен, потому что иностранный закон, устанавливающий запрет экспорта, не имеет обязательной силы в германии. в то же время суд принял во внимание закон нигерии, сославшись на §138 ггу, предусматривающий известное правило о ничтожности сделок, противоречащих «добрым нравам».
верховный суд решил, что договор о морской перевозке грузов, предметом которого является вывоз культурных ценностей из государства, в котором с целью защиты национального культурного достояния такой вывоз запрещен, нарушает добрые нравы и поэтому в соответствии с п.1 §138 ггу является ничтожным. по мнению суда, хотя иностранный закон не имеет непосредственно обязательной силы, обход закона, направленного на защиту и сохранение культурного наследия страны происхождения, «в соответствии с современным пониманием заинтересованности всех народов в сохранении культурных ценностей в стране, где они находятся», не должен допускаться. поэтому не должна предоставляться «в интересах сохранения благопристойности в международном обороте защита вывоза культурных ценностей в нарушение установленного запрета». исходя из этого вывоз ценностей был признан противоречащим «добрым нравам», а договор об их страховании недействительным.
вопросы к
может ли решение верховного суда фрг быть свидетельством того, что при применении права на основе коллизионной нормы или принципа автономии воли сторон действие коллизионной нормы ограничивается путем применения императивных запретительных норм иностранного права?
почему верховный суд фрг не сослался на применение конвенции юнеско 1970 г. о предотвращении незаконного вывоза культурных ценностей, хотя установленный в нигерии запрет полностью соответствовал основополагающим принципам этого соглашения? (следует обратить внимание на то, что нигерия – участник конвенции 1970