1.Содержится ли суждение в следующих предложениях?:
а) Выключите свет.
б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
в) Семь раз – отмерь, один раз – отрежь.
г) Никто не даст нам избавленья.
д) Почему я сказала Вам «нет», почему Вы поверили в это?
е) Скифский поход царя Дария.
ж) Да разве можно этого не знать?!
з) Уж небо осенью дышало.
2.В следующих суждениях подчеркните предикат и укажите вид суждения по характеру предиката:
а) Характер закаляется трудом.
б) Обращение за справкой к словарю всегда полезно.
в) Смерть от любви мне сулят ее веселые глаза.
г) Не существует мысли вне словесной оболочки.
д) Часто заказчик не может договориться с подрядчиком без посредника.
е) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
ж) Есть такая партия!
з) Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем.
Указания и пример выполнения:
Субъект (S) и предикат (Р) являются двумя структурными частями категорического суждения, наряду со связкой («есть», «не есть») и квантором - показателем того, ко всему объему субъекта относится (не относится) предикат, или только к части его объема. Различить субъект и предикат очень это то, о чём говорится в суждении, Р – это то, что говорится, т.е. информация, предоставляемая о субъекте. Эта информация может иметь вид признака, свойства, приписываемого субъекту – тогда по характеру Р данное суждение будет атрибутивным. Эта информация может констатировать существование или несуществование субъекта (экзистенциальное суждение), либо устанавливать связь, отношение между двумя и более субъектами (реляционное суждение).
Пример: Учиться – всегда пригодиться.Здесь субъект – «учиться»; о нем говорится, что оно – «всегда пригодиться» (Р), предикат здесь выражает признак «учения»; суждение – атрибутивное.
3.В следующих атрибутивных суждениях обозначьте субъект и предикат, укажите их распределенность (+, -), изобразите отношения их объемов кругами Эйлера:
а) Человек обладает к членораздельной речи.
б) Ни одно злодейство не заслуживает оправдания.
в) Любой взрослый в силах это понять.
г) Некоторым людям не обойтись без своих сородичей.
д) Редкий юноша слаб духом.
е) Некоторые помещики не были удивлены странным предложением Чичикова.
ж) Истинный ученый, как правило, скромен.
з) Ни одно произведение С. Не издано в нашей стране.
4.Составьте по одному категорическому суждению, где термины были бы распределены следующим образом:
а) S+ Р+;
б) S+ Р-;
в) S- Р-;
г) S- Р+.
Указание: по комбинации распределенности (+, -) терминов нужно в каждом случае определить тип (количественно-качественную характеристику) нужного нам суждения (A, E, I, O) и в соответствии с этим типом составить само суждение с произвольными S и Р.