Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Биология»9 класс 1.Общее уравнение анаэробного и аэробного процессов дыхания выглядит так:
С₆Н₁₂О₆ 2С₃Н₆О₃+6О₂ 6СО₂ +6Н₂О
2АТФ 36АТФ
Объясните, почему аэробный процесс дыхания является более эффективным, чем анаэробный
[2]
2. После интенсивного бега учащиеся ощущают утомление мышц.
Объясните, что может быть причиной мышечного утомления
[2]
3.Объясните, почему поднятие штанги специалисты относят к анаэробным упражнениям
[2]
4.На рисунке изображено строение нефрона.
Напишите название структуры нефрона под цифрами 2 и 4
[2]
5.Установите соответствие между процессами фаз образования мочи
1. В процессе первой фазы – ультрафильтрации происходит А. Обратное всасывание нужных веществ
2. Во вторую фазу происходит Б. Образование около 1 л мочи из каждых 10 л. крови
В. образование 1,5 л. мочи
Г.образование 150-170 л клубочкового фильтра в сутки *
1 2
[4]
6. В ходе ультрафильтрации, за сутки, у человека образуется 180 л первичной мочи, однако, в среднем, выделяется 1,5 л вторичной мочи. Так как при процессе реабсорбции в кровь возвращаются некоторые вещества и более 99% воды.
Назовите два вещества реабсорбирующиеся обратно в кровь.
[2]
7.Опишите необходимость реабсорции воды и питательных веществ для организма человека.
[2]
8.На рисунках изображены организмы в различной естественной среде обитания.
Перечислите особенности продуктов выделения у этих организмов в зависимости от их при к среде обитания.
[2]
9.На рисунке изображена нервная клетка.
Опишите роль миелиновой оболочки и перехвата Ранвье в передачи импульса.
[2]
10. Определите, контролирует ли нервная или гуморальная регуляция следующие действия.
Действие Нервная регуляция Гуморальная регуляция
Рост
Игра на пианино
Пищеварение
Сон
Гомеостаз
Бег
[6]
11.Перечислите 2 живых организма у которых еще встречаются электрические процессы.
[2]
С₆Н₁₂О₆ 2С₃Н₆О₃+6О₂ 6СО₂ +6Н₂О
2АТФ 36АТФ
Объяснение:
Аэробный процесс дыхания является более эффективным по сравнению с анаэробным по нескольким причинам.
Во-первых, аэробный процесс дыхания происходит в присутствии кислорода (О₂), в то время как анаэробный процесс может происходить без кислорода. Кислород играет важную роль в производстве энергии путем окисления глюкозы. В результате аэробного дыхания гораздо больше энергии (ATP) производится per молекуле глюкозы, чем в результате анаэробного дыхания.
Во-вторых, аэробный процесс дыхания происходит более эффективно, так как в нем участвует целый ряд ферментов и белковых комплексов, таких как цитохромы, НАД, ФАД и другие, которые играют важную роль в передаче энергии в ходе дыхательной цепи. В анаэробном процессе дыхания нет необходимости использовать эти ферменты, что приводит к меньшему количеству энергии, выделяемой из глюкозы.
Наконец, аэробный процесс дыхания является более эффективным, так как при нем происходит полное окисление глюкозы до СО₂ и Н₂О, что позволяет организму получать максимальное количество энергии из одной молекулы глюкозы. В анаэробном процессе происходит неполное окисление глюкозы, и производится меньшее количество энергии.
В итоге, аэробный процесс дыхания является более эффективным, так как позволяет организму производить больше энергии per молекуле глюкозы, и при этом полностью окислять глюкозу до СО₂ и Н₂О.
2. После интенсивного бега учащиеся ощущают утомление мышц.
Объяснение:
Мышечное утомление после интенсивного бега может быть вызвано несколькими причинами.
Во-первых, при интенсивном беге мышцы испытывают большую нагрузку и работают на пределе своих возможностей. В результате этого, они накапливают молочную кислоту, которая является продуктом анаэробного процесса дыхания и участвует в образовании мышечной усталости.
Во-вторых, интенсивный бег может вызвать распад мышечных волокон, что также приводит к утомлению мышц.
Кроме того, интенсивный бег вызывает увеличение расхода энергии и использование запасов гликогена в мышцах. При недостатке гликогена мышцы начинают использовать другие источники энергии, что может привести к утомлению.
В итоге, мышечное утомление после интенсивного бега обусловлено накоплением молочной кислоты, распадом мышечных волокон и использованием запасов энергии в мышцах.
3. Поднятие штанги относится к анаэробным упражнениям.
Объяснение:
Поднятие штанги является анаэробным упражнением, так как требует высокой интенсивности и краткосрочного усилия. Во время поднятия штанги мышцы испытывают большую нагрузку и работают на пределе своих возможностей. В результате этого, анаэробный процесс дыхания начинает превалировать и мышцы переходят на использование запасов гликогена, а не кислорода. Это происходит в условиях недостатка кислорода для полного окисления глюкозы, из-за чего анаэробный процесс дыхания становится более эффективным.
4. Название структуры нефрона под цифрами 2 и 4.
Под цифрой 2 на рисунке изображена канальцевый аппарат, а под цифрой 4 - сосочек (клубочек).
5. Процессы фаз образования мочи и их соответствие:
1. В процессе первой фазы - ультрафильтрации происходит Б. Образование около 1 л мочи из каждых 10 л. крови
2. Во вторую фазу происходит А. Обратное всасывание нужных веществ
3. Образование 150-170 л клубочкового фильтрата в сутки *
4. Образование 1,5 л мочи
6. Вещества, реабсорбирующиеся обратно в кровь:
Два вещества, которые реабсорбируются обратно в кровь, это глюкоза и вода.
7. Реабсорбция воды и питательных веществ необходима для организма человека, чтобы поддерживать баланс жидкостей и обеспечивать правильное функционирование клеток и органов.
Реабсорбция воды происходит в почках, в том числе в канальцах и петлях Генле, что позволяет организму сохранять необходимое количество воды и предотвращать обезвоживание.
Реабсорбция питательных веществ, таких как глюкоза, аминокислоты и электролиты, происходит в кишечнике и почках. Это позволяет организму использовать эти вещества для синтеза новых молекул и получения энергии.
8. Особенности продуктов выделения у организмов в различных средах обитания могут различаться.
Например, водные организмы, живущие в пресной воде, выделяют мочевину в качестве главного продукта обмена азота, так как она менее токсична и может быть легко растворена в воде.
Растения, живущие на суше, выделяют кислород и углекислый газ через стомы и кутикулу, а также осуществляют выделение лишней воды через испарение.
9. Миелиновая оболочка и перехват Ранвье играют важную роль в передаче импульса по нервным волокнам.
Миелиновая оболочка - это слой из жировых веществ, обертывающий нервное волокно. Она помогает ускорить проведение нервных импульсов, так как создает изоляцию вокруг волокна, предотвращая утечку тока и делая передачу сигналов более эффективной.
Перехват Ранвье - это специализированные области на миеллиновой оболочке, расположенные между сегментами миелина. В этих областях находятся выступы цитоплазмы неврона, которые участвуют в передаче сигналов от нервной клетки к следующей. Они помогают усилить и ускорить передачу сигналов по нервным волокнам.
10. Регуляция следующих действий:
- Рост: гуморальная регуляция
- Игра на пианино: нервная регуляция
- Пищеварение: гуморальная регуляция
- Сон: нервная регуляция
- Гомеостаз: гуморальная регуляция
- Бег: нервная регуляция
11. Примеры живых организмов, у которых встречаются электрические процессы:
- Электрическая рыба (Electrophorus electricus). Она использует высоковольтные разряды для охоты и самозащиты.
- Кальмары. Они способны генерировать электрические импульсы для общения и охоты.