Всероссийская олимпиада школьников по экологии. 2019–2020 уч. г. школьный этап. 5–6 классы
1. (2 ) выберите все правильные ответы.
экология – это наука, объектами которой являются
а) клетки в) сообщества д) молекулы б) популяции г) экосистемы е) биосфера
2. (2 ) выберите все правильные ответы.
есть мнение, что название птицы «воробей» происходит от слов «вора бей! ». крупные стаи этих птиц наносить большой урон урожаю зерновых растений, так как основная пища воробьёв – семена растений, в том числе, и культурных. известно, что практически полное уничтожение воробьёв в китае в середине 20 века к неурожаям в последующие годы. какая связь между ̆ о борьбе с воробьями и утверждениями, ̈нными ниже?
а) воробьи перестали удобрять своим помётом поля.
б) воробьи выкармливают птенцов насекомыми.
в) в диету взрослых воробьёв входят не только семена, но и насекомые.
г) при попытках уничтожить воробьёв китайские крестьяне распугали и насекомоядных птиц и, тем самым, снизили их численность.
д) воробьи едят семена сорных растений, которые заполонили поля, после уничтожения воробьёв.
е) воробьи садятся на соцветия и, потряхивая их лучшему опылению злаков.
3. (2 ) внимательно рассмотрите картинки и выберите все правильные ответы:
при прогулке на пляже были найдены раковины с отверстиями.
а) на раковинах виден след от нападения хищника.
б) эти отверстия образовались случайно.
в) эти отверстия просверлены человеком для дальнейшего использования. г) это место проникновения сверлящего паразитического червя.
д) эти отверстия мог сделать молодой моллюск рапана.
е) отверстия образовались в результате дефицита кальция в морской воде.
1
всероссийская олимпиада школьников по экологии 2019–2020 уч. г. школьный этап. 5–6 классы
4. (3 ) выберите правильный ответ и обоснуйте его.
обычно в жизненном цикле насекомых преобладает личиночная стадия. еёпродолжительность может сильно отличаться у разных видов: от двух недель, как у вшей, до 17 лет, как у семнадцатилетней цикады. предположите, у каких насекомых наиболее короткий цикл, и объясните, почему:
а) виды бабочек, личинки которых листья растений
б) виды плодовых мушек дрозофил, личинки которых массово развиваются в переспелых и гниющих плодах
в) жуки-древоточцы, личинки которых питаются древесиной
г) подёнки, их водные личинки которых питаются гниющими растительными останками
ответ: обоснование:
5. (3 ) верно ли данное утверждение? обоснуйте его правильность/ неправильность.
самая плодородная почва в россии – это чернозём.
ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести). обоснование:
6. (2 ) выберите все правильные ответы.
рассматривая границы биосферы, можно сказать, что в её состав входят:
а) гидросфера в) тропосфера д) мантия
б) ионосфера г) мезосфера е) часть стратосферы
2
всероссийская олимпиада школьников по экологии 2019–2020 уч. г. школьный этап. 5–6 классы
7. (2 ) верно ли данное утверждение? обоснуйте его правильность/ неправильность.
под биологическим разнообразием понимают разнообразие всех форм и проявлений жизни на земле: от разнообразия генов до разнообразия экосистем.
ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести). обоснование:
8. (2 ) верно ли данное утверждение? обоснуйте его правильность/ неправильность.
причиной исчезновения стеллеровой, или морской, коровы явилось изменение человеком мест её обитания.
ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести) обоснование:
9. (2 ) выберите все правильные ответы.
шум относится к типу загрязнения окружающей среды и может при длительном воздействии приводить к различным негативным последствиям для живых организмов, в том числе и для здоровья человека. выберите все негативные проявления, возникающие под воздействием шума.
а) возрастание нервозности б) нарушение обоняния
в) головная боль
г) нарушение осязания
д) нарушение гнездования птиц е) ослабление слуха
10. (3 ) выберите все правильные ответы.
выберите из списка пункты, относящиеся к опасным :
а) батарейки
б) люминесцентные лампочки в) дроблёный кирпич
г) алюминиевая банка д) картон
е) автомобильные шины
3
всероссийская олимпиада школьников по экологии 2019–2020 уч. г. школьный этап. 5–6 классы
11. (4 ) обоснуйте правильность/неправильность данного утверждения.
торфяной – это сложный и опасный вид , который трудно потушить.
ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести). обоснование:
12. (2 ) выберите самый полный правильный ответ и обоснуйте его.
человек – это существо
а) общественное б) биосоциальное
ответ: обоснование:
в) г) антропогенное
1)В Б Е
2)В
3)Г
4)А
5)1 утверждение верно ( оно самое плодородное НО его в большом количестве не может быть должна быть разрушители (черви))
6)А
7) Верно
8)неверно
9)В Е А
10)А Г Е
11)Верно он горит под землей и его практически невозможно потушить и можно провалиться
12)Б
Все