Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм, т.е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
В систему нормативных правовых актов Кыргызской Республики входят:
Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы Кыргызской Республики, законы, постановления палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, указы Президента Кыргызской Республики,
постановления Правительства Кыргызской Республики, акты Национального банка Кыргызской Республики акты министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления, отвечающие требованиям части первой настоящей статьи.
Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу в системе законов и иных нормативных правовых актов.
Конституционные законы, законы об изменении границ Кыргызской Республики, толковании Конституции и конституционных законов считаются принятыми после проведения не менее двух чтений, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша.
Изменение либо отмена закона, принятого референдумом, возможны только путем референдума.
(В редакции Законов КР от 27 ноября 1999 года N 131, 24 января 2002 года N 11)
Статья 2. Органы законодательной и исполнительной власти Кыргызской Республики издают нормативные правовые акты в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией и законами Кыргызской Республики.
Статья 3. Нормативные правовые акты Кыргызской Республики должны соответствовать Конституции Кыргызской Республики, а также иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу.
обеспечения законности нормативных правовых актов являются:
1) признание акта в установленном порядке неконституционным;
2) обжалование акта в вышестоящий орган;
3) иски и заявления в суд;
4) приостановление действия акта;
5) принесение протеста на принятый акт;
6) признание акта утратившим силу;
7) внесение в акт изменений и дополнений;
8) государственная регистрация общеобязательных нормативных правовых актов.
Настоящий Закон определяет принципы нормотворческой деятельности, устанавливает понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, порядок их подготовки, принятия, опубликования, а также правила их действия, толкования и разрешения коллизий.
2. Нормы законодательства, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах и касающиеся сферы деятельности настоящего Закона, должны соответствовать настоящему Закону. В случае возникновения коллизий между настоящим Законом и другими законами применяются нормы настоящего Закона.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные термины, понятия и их определения:
коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения;
нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;
нормотворческий орган (должностное лицо) - государственный орган (должностное лицо), орган местного самоуправления, уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;
нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), органа местного самоуправления или путем референдума, направленный на установление, изменение или отмену норм права (правовых норм);
нормотворческая техника - система правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
пробелы в законодательстве - отсутствие норм права (правовых норм), необходимость которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;
норма права (правовая норма) - общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Статья 3. Принципы нормотворческой деятельности
Нормотворческая деятельность осуществляется на следующих принципах:
соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;
законность;
обоснованность;
целесообразность;
справедливость;
гласность;
доступность языка нормативного правового акта.
(В редакции Закона КР от 14 февраля 2013 года № 17)
Статья 4. Виды нормативных правовых актов
1. Нормативные правовые акты подразделяются на следующие виды:
Конституция - нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, создающий правовую основу для принятия законов и других нормативных правовых актов;
конституционный закон - нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) в установленном Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция) порядке и по определенным ею вопросам;
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм, т.е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
В систему нормативных правовых актов Кыргызской Республики входят:
Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы Кыргызской Республики, законы, постановления палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, указы Президента Кыргызской Республики,
постановления Правительства Кыргызской Республики, акты Национального банка Кыргызской Республики акты министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления, отвечающие требованиям части первой настоящей статьи.
Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу в системе законов и иных нормативных правовых актов.
Конституционные законы, законы об изменении границ Кыргызской Республики, толковании Конституции и конституционных законов считаются принятыми после проведения не менее двух чтений, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша.
Изменение либо отмена закона, принятого референдумом, возможны только путем референдума.
(В редакции Законов КР от 27 ноября 1999 года N 131, 24 января 2002 года N 11)
Статья 2. Органы законодательной и исполнительной власти Кыргызской Республики издают нормативные правовые акты в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией и законами Кыргызской Республики.
Статья 3. Нормативные правовые акты Кыргызской Республики должны соответствовать Конституции Кыргызской Республики, а также иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу.
обеспечения законности нормативных правовых актов являются:
1) признание акта в установленном порядке неконституционным;
2) обжалование акта в вышестоящий орган;
3) иски и заявления в суд;
4) приостановление действия акта;
5) принесение протеста на принятый акт;
6) признание акта утратившим силу;
7) внесение в акт изменений и дополнений;
8) государственная регистрация общеобязательных нормативных правовых актов.
Объяснение:
Настоящий Закон определяет принципы нормотворческой деятельности, устанавливает понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, порядок их подготовки, принятия, опубликования, а также правила их действия, толкования и разрешения коллизий.
2. Нормы законодательства, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах и касающиеся сферы деятельности настоящего Закона, должны соответствовать настоящему Закону. В случае возникновения коллизий между настоящим Законом и другими законами применяются нормы настоящего Закона.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные термины, понятия и их определения:
законодательство - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения;
нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;
нормотворческий орган (должностное лицо) - государственный орган (должностное лицо), орган местного самоуправления, уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;
нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), органа местного самоуправления или путем референдума, направленный на установление, изменение или отмену норм права (правовых норм);
нормотворческая техника - система правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
пробелы в законодательстве - отсутствие норм права (правовых норм), необходимость которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;
норма права (правовая норма) - общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Статья 3. Принципы нормотворческой деятельности
Нормотворческая деятельность осуществляется на следующих принципах:
соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;
законность;
обоснованность;
целесообразность;
справедливость;
гласность;
доступность языка нормативного правового акта.
(В редакции Закона КР от 14 февраля 2013 года № 17)
Статья 4. Виды нормативных правовых актов
1. Нормативные правовые акты подразделяются на следующие виды:
Конституция - нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, создающий правовую основу для принятия законов и других нормативных правовых актов;
конституционный закон - нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) в установленном Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция) порядке и по определенным ею вопросам;
кодекс - нормативный правовой акт, обесп