В ходе контрольной работы за окном весной падает снег с крыш, раздается хлопок. Все без исключения поворачиваются в сторону звука и на время прекращают работу над контрольной. Задание:
Какой вид рефлекса описан в задаче?
Объясните этот механизм с позиции нервной регуляции организма
Ориентировочная реакция – это реакция организма на внешний стимул, которая позволяет ориентироваться в пространстве и быстро прекратить текущую деятельность, чтобы обратить внимание на возможную угрозу или интересный объект. В данной задаче стимулом является звук хлопка, и вся группа школьников поворачивает головы в его сторону, чтобы узнать, что происходит.
Механизм ориентировочной реакции основан на нервной регуляции организма. Рассмотрим его пошаговое решение:
1. Звук хлопка распространяется в воздухе и вибрирует барабанная перепонка уха каждого школьника.
2. Барабанная перепонка передает это колебание в виде механической вибрации в ухо.
3. Внутри уха находится слуховой орган – улитка, в которой находятся звуковые рецепторы – волосковые клетки.
4. Колебания барабанной перепонки передаются через жидкость улитки и заставляют волосковые клетки изгибаться.
5. Когда волосковые клетки изгибаются, они генерируют электрические импульсы, которые передаются по нервным волокнам в слуховой нерв.
6. Слуховой нерв принимает электрические сигналы и передает их в мозг.
7. В мозге происходит обработка информации из слухового нерва, и группа школьников осознает звук хлопка.
8. Возникает ориентировочная реакция: все поворачиваются в сторону звука хлопка, чтобы понять, что происходит.
9. После ориентировочной реакции учителя и школьники возвращаются к выполнению контрольной работы.
Таким образом, ориентировочный рефлекс происходит через сложный механизм передачи информации по нервной системе, начиная с барабанной перепонки и заканчивая обработкой сигнала в мозге. Он позволяет организму быстро реагировать на внешний стимул и ориентироваться в пространстве.