Внутренний музыкальный слух, т.е представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, не исполняя и реально не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Внутренний слух различается по степени яркости внутренних слуховых образов и по сложности их, т.е. может охватывать все перечисленные выше явления, но и ограничиваться несколькими из них, или даже отдельными, одиночными.Другими словами, анализируя содержание, форму внутреннего слуха, его качество, соотношение с музыкальной памятью и механизмы, мы рассматриваем различные его свойства.Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.Внутренний слух исключительно важен для музыканта исполнителя (при чтении с листа часто приходится забегать вперед и представлять себе развитие мелодии на ближайшие три-четыре такта), более того, он неотделим от относительного слуха; для композитора хорошо развитый внутренний слух в высшей степени необходим. Общеизвестно, например, что Бетховен и Сметана полностью оглохли, но продолжали, на основе приобретенного ранее музыкального опыта и полагаясь лишь на внутренний слух, создавать гениальные произведения.Слух мелодический и гармонический. Слух также можно поделить по восприятию количества голосов музыкальной ткани на мелодический и гармонический.Слух мелодический воспринимать и представлять одноголосную мелодию. Слух гармонический воспринимать и представлять музыкальное многоголосие.