Развитие научного знания в Средние века и эпоху Возрождения
Литература: - П.П.Гайденко. Научная рациональность и философский разум. – М.: 2003 (разд. 2) - П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки. – М.: 1980. (разд. 3) - К.А.Свасьян. Становление европейской науки. – М.: 2002. Сс. 73-133. - и учебники по истории и филос-и науки (соответствующие главы)
Ср. века: не создали новых фундамент. научных программ, но и не просто пассивное усвоение античных. Средневековье создало нов. понятия, методы иссл-я. Нов. стиль мышления!
Особенности: 1. госп-во религ. мировоззр-я. Хр-во как единственная «центростремительная» сила эпохи. «Ампутация» эллинизма.
-апологетика (2в.) Юстин – в хр-ве ничего принципиально нового, т.к. источник один – божеств. Логос. Даже называет христианами Сократа и Гераклита. Тертуллиан - уверовавший горшечник знает больше Аристотеля. «Философы – патриархи еретиков… Все, что выходит за пределы простой веры, есть источник всяческой ереси, вредоносной и сатанинской». «Сын Божий был распят: не стыдимся этого, потому что это постыдно, сын Божий умер – вполне верим этому, п.ч. это нелепо, и погребенный воскрес – это верно, п.ч. невозможно»)
- патристика (3-8вв.) – Аврелий Августин Блаженный и др. 325г. – I Всел. Никейский собор, сформулированы осн. догматы христ. веры, принят символ веры, инакомыслие стало осуждаться. (Библия – сама неиссякаемый источник инакомыслия – 1198г. Иннокентий III включает Библию в индекс: «Запрещаем мирянам иметь у себя книги Ветхого и Нового Завета»). Абсолютная кодификация сознания!
- схоластика (9 – 14вв.) - обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов". Спор об универсалиях: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи). Иоанн скот Эриугена, Асельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.
2. Одна из основных проблем средневеков. мысли – вопрос о соотношении веры и знания. Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно», Аврелий Августин – «верую, чтобы понимать», Фома Аквинский – гармония веры и разума, взаимодополнение, «божеств. света» и «естеств. света». Не приходить к знанию, а исходить из него. Познание должно осуществляться под контролем церкви. Цензура, текстовый характер исследований. Подлинное знание – всеобщее, обладать им может только Творец. Т.к. все сотворено Им, то существование любой вещи определено свыше, промыслом Бога. Все вещи видимого мира воспроизводят мир сущностной (невидимый), т.е. явл. его символами. Символическое знание! 3 источника знаний: опыт, разум, откровение. Мистика и схоластика.
3.Специфическое отношение к чувственным данным, опыту.
Характерна критика скептицизма, защита чувств. опыта. Но опыт – ограничен, мы не знаем, какой еще опыт возможен. Природа – как она есть и какой она будет, «когда исполнятся времена», - разные. Чувств. опыт сегодня и чувств. опыт по воскресении – разный. Напр.: Иоанн Златоуст (греч. патристика): «Бог сделал все, устроив все сотворенное выше естественного порядка». Допущение 2-х видов опыта. Отсюда – интерес к исключительному, необычному. Разница с аристотелевским «удивлением»: Аристотель удивлялся, чтобы найти естеств. причину, а Августин, напр., - чтобы доказать непостижимость для человека происходящего, о чудесах. Весь мир = чудо. (см. П.П.Гайденко.) Христ. догмат о сотворении мира из ничего. – привел к переосмыслению антич. картины мира.
4. Интроверность – самопознание, самосовершенствование, а не познание окруж. мира. Природа – второстепенный объект позн-я. Тварность. Изменился онтологич. статус природы. Она несовершенна, и Бог предначертал человеку повелевать ею. Поэтому и статус знания меняется – оно д.б. полезным или символическим.
5. Пересмотрено соотнош-е античных науч-иссл. программ, изменена их структура, дана нов. интерпретация бесконечности, пространства, времени.
6. Изменилось представление о человеке. Античность: чел-к = элемент космоса. Ср.века: по замыслу Бога, чел-к выше космоса, он не часть его, а его господин, но в силу грехопадения его господств. положение пошатнулось, он зависит от Божьей милости. Душа – «не от мира сего», надкосмична, уходит в трансцендентное, поэтому познание природы – «суета мирская» (Августин), а познание себя первостепенная религ. задача. (см. п. 2) Напр., время – уже связано не с движением небесного свода (как у Аристотеля), а с внутр .миром человека, памятью (как у Августина). Внутреннее измерение знания.
6. Универсальный метод познанияя – ДЕДУКТИВНАЯ логика Аристотеля.
Теолого-текстовый характер, герменевтичность и корпоративность познавательной деятельности. "Письменная мудрость" - специфическая примета средневековой интеллектуальной традиции. Направленность науки на интерпретацию Библии, сочинений отцов церкви, энциклопедий, многочисленных "Сумм", "Компендиумов". Логика - движущая пружина средневек.
Литература:
- П.П.Гайденко. Научная рациональность и философский разум. – М.: 2003 (разд. 2)
- П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки. – М.: 1980. (разд. 3)
- К.А.Свасьян. Становление европейской науки. – М.: 2002. Сс. 73-133.
- и учебники по истории и филос-и науки (соответствующие главы)
Ср. века: не создали новых фундамент. научных программ, но и не просто пассивное усвоение античных. Средневековье создало нов. понятия, методы иссл-я. Нов. стиль мышления!
Особенности:
1. госп-во религ. мировоззр-я. Хр-во как единственная «центростремительная» сила эпохи. «Ампутация» эллинизма.
-апологетика (2в.)
Юстин – в хр-ве ничего принципиально нового, т.к. источник один – божеств. Логос. Даже называет христианами Сократа и Гераклита.
Тертуллиан - уверовавший горшечник знает больше Аристотеля. «Философы – патриархи еретиков… Все, что выходит за пределы простой веры, есть источник всяческой ереси, вредоносной и сатанинской».
«Сын Божий был распят: не стыдимся этого, потому что это постыдно, сын Божий умер – вполне верим этому, п.ч. это нелепо, и погребенный воскрес – это верно, п.ч. невозможно»)
- патристика (3-8вв.) – Аврелий Августин Блаженный и др.
325г. – I Всел. Никейский собор, сформулированы осн. догматы христ. веры, принят символ веры, инакомыслие стало осуждаться. (Библия – сама неиссякаемый источник инакомыслия – 1198г. Иннокентий III включает Библию в индекс: «Запрещаем мирянам иметь у себя книги Ветхого и Нового Завета»). Абсолютная кодификация сознания!
- схоластика (9 – 14вв.) - обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов".
Спор об универсалиях: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Иоанн скот Эриугена, Асельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.
2. Одна из основных проблем средневеков. мысли – вопрос о соотношении веры и знания.
Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно», Аврелий Августин – «верую, чтобы понимать», Фома Аквинский – гармония веры и разума, взаимодополнение, «божеств. света» и «естеств. света».
Не приходить к знанию, а исходить из него.
Познание должно осуществляться под контролем церкви. Цензура, текстовый характер исследований.
Подлинное знание – всеобщее, обладать им может только Творец.
Т.к. все сотворено Им, то существование любой вещи определено свыше, промыслом Бога. Все вещи видимого мира воспроизводят мир сущностной (невидимый), т.е. явл. его символами. Символическое знание!
3 источника знаний: опыт, разум, откровение. Мистика и схоластика.
3.Специфическое отношение к чувственным данным, опыту.
Характерна критика скептицизма, защита чувств. опыта. Но опыт – ограничен, мы не знаем, какой еще опыт возможен. Природа – как она есть и какой она будет, «когда исполнятся времена», - разные. Чувств. опыт сегодня и чувств. опыт по воскресении – разный. Напр.: Иоанн Златоуст (греч. патристика): «Бог сделал все, устроив все сотворенное выше естественного порядка».
Допущение 2-х видов опыта. Отсюда – интерес к исключительному, необычному. Разница с аристотелевским «удивлением»: Аристотель удивлялся, чтобы найти естеств. причину, а Августин, напр., - чтобы доказать непостижимость для человека происходящего, о чудесах. Весь мир = чудо. (см. П.П.Гайденко.) Христ. догмат о сотворении мира из ничего. – привел к переосмыслению антич. картины мира.
4. Интроверность – самопознание, самосовершенствование, а не познание окруж. мира. Природа – второстепенный объект позн-я. Тварность. Изменился онтологич. статус природы. Она несовершенна, и Бог предначертал человеку повелевать ею. Поэтому и статус знания меняется – оно д.б. полезным или символическим.
5. Пересмотрено соотнош-е античных науч-иссл. программ, изменена их структура, дана нов. интерпретация бесконечности, пространства, времени.
6. Изменилось представление о человеке.
Античность: чел-к = элемент космоса.
Ср.века: по замыслу Бога, чел-к выше космоса, он не часть его, а его господин, но в силу грехопадения его господств. положение пошатнулось, он зависит от Божьей милости. Душа – «не от мира сего», надкосмична, уходит в трансцендентное, поэтому познание природы – «суета мирская» (Августин), а познание себя первостепенная религ. задача. (см. п. 2)
Напр., время – уже связано не с движением небесного свода (как у Аристотеля), а с внутр .миром человека, памятью (как у Августина).
Внутреннее измерение знания.
6. Универсальный метод познанияя – ДЕДУКТИВНАЯ логика Аристотеля.
Теолого-текстовый характер, герменевтичность и корпоративность познавательной деятельности. "Письменная мудрость" - специфическая примета средневековой интеллектуальной традиции. Направленность науки на интерпретацию Библии, сочинений отцов церкви, энциклопедий, многочисленных "Сумм", "Компендиумов". Логика - движущая пружина средневек.