с лабораторной работой по биологии 9 класс

Анализ фенотипической изменчивости. Лабораторная работа.

Цель: расширить и углубить знания о взаимосвязи генотипа и окружающей среды, сформировать умения описывать фенотип растений, сформировать знания о статистическом характере закономерностей модификационной изменчивости, о вариационном ряде изменчивости признака.

Во входного контроля:

1. Какие общебиологические закономерности лежат в основе создания новых пород и сортов? Знания из каких областей наук необходимы селекционеру для успешной работы?

2. Какая связь между модификационной изменчивостью и генотипом любого организма? Приведите примеры.

3. Каким образом можно проверить наследуемость фенотипических признаков? Приведите примеры.

Оборудование: Экземпляры растений одного вида или сорта. Наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, клубни картофеля, листья яблони, акации и пр. Линейка.

Порядок выполнения работы:

Откройте с. 95 - 102 учебника Константинов В.М. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М.Константинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 320 с. и внимательно прочитайте текст.

1. Изучение изменчивости растений.

Размер семян, V
Число семян, n
Расположите семена (листья или другие объекты) одного растения в порядке нарастания их длины.

Измерьте длину семян, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число семян, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу:

Размер семян, V
Число семян, n
Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака.

Определите среднюю величину выраженности признака по формуле

∑ (V ∙ p)

М= ¯¯¯¯ n ¯¯¯¯

Где М – средняя величина, см. V- варианта, см (размер семян), p – частота встречаемости.

2. Построение вариационной кривой. По вертикали отмечайте частоту встречаемости признака, по горизонтали – степень выраженности признака (варианту).

3. Изучение изменчивости животных (на примере человека).

Измерьте поперечную ширину ладони всех студентов своей группы, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте количество измерений, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу:
Размер ладони, G
Число измерений, n
Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака.

Определите среднюю величину выраженности признака по формуле

∑ (G∙ p)

М= ¯¯¯¯ n ¯¯¯¯

Где М – средняя величина, см. G- варианта, см (размер ладони), p – частота встречаемости.

4. Построение вариационной кривой. По вертикали отмечайте частоту встречаемости признака, по горизонтали – степень выраженности признака (варианту).

Во итогового контроля:

1. Каковы причины встречаемости организмов со средним выражением признака?

2. Что такое норма реакции, каково ее значение в статистических исследованиях?

3. В перечне признаков укажите те, которым свойственна узкая норма реакции: а) рост растений, б) вес животного, в) окраска зрачка человека, г) размеры ушной раковины зайца, д) окраска шерсти белого медведя, е) размер головного мозга рыбы, ж) длина шеи жирафа.

По окончании работы сформулируйте Вывод, основываясь на результатах проделанных опытов. Оформите отчет о проделанной работе

mmv2721ozx8sx mmv2721ozx8sx    1   30.04.2020 18:13    167

Ответы
Оливия131 Оливия131  22.12.2023 20:50
Уважаемые ученики! Сегодня мы будем заниматься лабораторной работой по биологии. Наша цель - расширить и углубить наши знания о взаимосвязи между генотипом и окружающей средой, научиться описывать фенотип растений и изучить статистические закономерности модификационной изменчивости.

Перед началом работы, у нас есть несколько вопросов, для проверки ваших знаний. Первый вопрос: какие общебиологические закономерности лежат в основе создания новых пород и сортов? Чтобы успешно работать в области селекции, какие знания из других областей наук необходимы селекционеру?

(Ожидаемые ответы: в основе создания новых пород и сортов лежат наследственные изменения, отбор по полезным признакам и их фиксация. Селекционеру необходимы знания генетики, биохимии, экологии и других наук.)

Второй вопрос: какая связь между модификационной изменчивостью и генотипом любого организма? Приведите примеры.

(Ожидаемые ответы: модификационная изменчивость связана с внешней средой, но не передается по наследству. Генотип определяет потенциал изменчивости, например, если у человека есть ген для роста, но при недостатке питания он не растет выше определенного предела.)

Третий вопрос: как можно проверить наследуемость фенотипических признаков? Приведите примеры.

(Ожидаемые ответы: для проверки наследуемости фенотипических признаков можно проводить селекцию, систематически изучать потомков и предков, проводить генетические анализы. Пример: изучение связи цвета глаз у родителей и их потомков.)

Теперь давайте перейдем к самой лабораторной работе. Нам понадобятся экземпляры растений одного вида или сорта, а также наборы биологических объектов, таких как семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, клубни картофеля, листья яблони, акации и прочее. Понадобится также линейка.

Первый этап работы заключается в изучении изменчивости растений. Нам нужно измерить размер семян, полученных от растений, и записать полученные данные в тетради. Затем подсчитаем число семян с одинаковой длиной и внесем эти данные в таблицу.

Для визуализации изменчивости признака, построим вариационную кривую. Она будет представлять собой графическое выражение изменчивости признака. Для определения средней величины выраженности признака, воспользуемся формулой, где суммируем произведение размера семян на его частоту и делим на общее число семян.

Второй этап работы - построение вариационной кривой для животных, на примере измерения поперечной ширины ладони всех учеников. Подсчитаем количество измерений с одинаковой шириной и запишем данные в таблицу. Затем, аналогично первому этапу, построим вариационную кривую и определим среднюю величину выраженности признака.

В итоговом контроле заданы следующие вопросы:

- Каковы причины встречаемости организмов с средним выражением признака?
- Что такое норма реакции и каково ее значение в статистических исследованиях?
- Укажите признаки, которым свойственна узкая норма реакции.

Итак, по окончании работы мы должны сформулировать выводы, основываясь на результатах проведенных опытов. Также не забудьте оформить отчет о проделанной работе.

Удачи вам, и не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то непонятно!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Биология