решить задачу Подросток 13 лет (рост 175 см вес 59 кг) на уроке физкультуры почувствовал себя плохо, жалуется на головокружение, слабость, шум в ушах, головную боль. Объективно: бледность кожных покровов, пульс 110 ударов в минуту, одышка, АД 140/90 мм. рт. ст.
Задания:
Задание 1. Учитывая возрастную периодизацию, закономерности роста и развития детского организма, критерии определения биологического возраста оцените уровень физического развития подростка.
Задание 2. Используя методы определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем, определите состояние сердечно-сосудистой системы.
Задание 3.
Предложите методы построения образовательного процесса с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Какой режим двигательной активности рекомендован подросткам с предрасположенностью к гипертонии.
Для оценки уровня физического развития подростка необходимо учесть возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма.
В соответствии с возрастной периодизацией, подростки входят в период полового созревания и активного роста. Они находятся на стадии подросткового периода развития, который характеризуется интенсивным ростом и развитием основных систем организма, а также формированием половых признаков.
Критерии определения биологического возраста позволяют оценить физическое развитие подростка. Для этого можно использовать следующие показатели:
1) Рост. Подросток при росте 175 см находится в пределах нормы для его возраста.
2) Вес. Вес подростка равен 59 кг, что также соответствует норме для его возраста.
3) Показатели внешнего вида. Бледность кожных покровов может свидетельствовать о нарушении общего состояния организма подростка.
4) Показатели сердечно-сосудистой системы. Пульс 110 ударов в минуту и АД 140/90 мм рт. ст. свидетельствуют о повышенных нагрузках на сердце и сосуды подростка.
5) Жалобы на головокружение, слабость, шум в ушах, головную боль. Эти симптомы могут указывать на недостаток кислорода в мозге и сосудистые нарушения.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что физическое развитие подростка соответствует его возрасту, но есть некоторые нарушения во внутренних системах, особенно в сердечно-сосудистой системе.
Задание 2.
Для определения состояния сердечно-сосудистой системы подростка можно использовать следующие методы определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем:
1) Измерение пульса. Пульс подростка составляет 110 ударов в минуту, что является повышенным показателем. Это говорит о увеличенной работе сердца и возможных сосудистых нарушениях.
2) Измерение артериального давления. АД подростка составляет 140/90 мм рт. ст., что также является повышенным показателем. Высокое артериальное давление указывает на возможность гипертонии.
На основе этих данных можно сделать вывод, что состояние сердечно-сосудистой системы подростка требует внимания и возможно требует коррекции.
Задание 3.
Для построения образовательного процесса с использованием современных здоровьесберегающих технологий для подростков с предрасположенностью к гипертонии можно использовать следующие методы:
1) Режим двигательной активности. Рекомендуется регулярное физическое упражнение, включая умеренную интенсивность. Оптимальными видами активности для подростков с гипертонией являются аэробные упражнения, такие как ходьба, бег, плавание и велосипедная езда. Рекомендуется заниматься физическими упражнениями не менее 3-4 раз в неделю, с продолжительностью тренировки от 30 до 60 минут.
2) Правильное питание. Важно контролировать потребление соли и жиров, увеличить потребление овощей и фруктов, а также включить в рацион пищевые продукты, богатые калием, магнием и кальцием.
3) Стрессоустойчивость. Подросткам с гипертонией рекомендуется учиться расслабляться и применять методы психологической коррекции для снижения стресса (например, медитация, йога, глубокое дыхание).
Учитель должен включить эти методы в образовательный процесс, проводить занятия по физкультуре с учетом рекомендаций по физической активности и здоровому образу жизни. Также необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности каждого подростка и проводить индивидуальную работу для достижения наилучших результатов.