Болото – отличная модель для преподавания не только курса экологии, но и всех разделов биологии, а также многих других наук – естественных, гуманитарных и технических. Огромна, уникальна геологическая роль болот в и настоящем нашей планеты – в развитии ее атмосферы, гидросферы, литосферы, самых разных ландшафтов. Поразительно необычны генетически наследуемые адаптации грибов, растений и животных к удивительным физико-химическим условиям. Программы по освоению болот поддерживаются огромными финансовыми вложениями, они породили множество интересных технических изобретений.
Одной из задач экологического образования школьников является формирование экосистемного мышления. Наиболее успешно данная задача может быть решена непосредственно в природе, для чего необходимо проводить экскурсии в экосистемы. Программами биологии и экологии (, 1995) в старшей школе предусмотрено изучение биогеоценозов леса и пресного водоема, в программе «Экология России» (, , 1999) уделяется некоторое внимание экосистемам болот. На уроках биологии и экологии учителя, как правило, разъясняют учащимся, в чем различия биогеноценоза и экосистемы.
Болото – отличная модель для преподавания не только курса экологии, но и всех разделов биологии, а также многих других наук – естественных, гуманитарных и технических. Огромна, уникальна геологическая роль болот в и настоящем нашей планеты – в развитии ее атмосферы, гидросферы, литосферы, самых разных ландшафтов. Поразительно необычны генетически наследуемые адаптации грибов, растений и животных к удивительным физико-химическим условиям. Программы по освоению болот поддерживаются огромными финансовыми вложениями, они породили множество интересных технических изобретений. Во многом этот путь оказался порочным, ибо болота – «сердце» биосферы. Однако осваивать болота надо – и во время экспедиций, и в процессе природопользования.
В связи с вышесказанным болота представляют огромный интерес как пример изучения экосистемы. В данной статье группа биологов – учителей и методистов – предлагает содержание и методику экскурсии «Болото как экосистема» на конкретном маршруте. Немалую роль в зарождении этой идеи сыграло участие авторов в семинаре «Разнообразие болотных экосистем и их охрана», организованном Центрально-лесным государственным биосферным заповедником.
Подходы, примененные при разработке данной экскурсии, могут быть использованы и для экскурсий в другие наземные экосистемы.
Экскурсия может проводиться для учащихся 10–11-х классов при изучении экологии – и как самостоятельного предмета, и в составе общей биологии (в разделе «Основы экологии»). Ботанический и зоологический модули (разделы 4 и 5 предлагаемой методики) могут быть взяты за основу и при проведении экскурсий в курсах биологии растений и животных.
После экскурсии целесообразно провести в классе семинар, посвященный биосферной функции болотной экосистемы и использованию болот человеком.
Особенность предлагаемой методики – это сочетание и чередование рассказа учителя с выполнением детьми практических заданий.
Болото, на которое была совершена экскурсия, относится к категории верховых. Протяженность минимального маршрута по болоту составляет 200 м, а продолжительность экскурсии 3–4 ч.
Экскурсия начинается от края болота, откуда открывается хорошая панорама. Задача первого этапа – сформировать общее представление о болотах, их классификации и особенностях болота верхового типа. Экскурсовод просит учащихся выразить собственное отношение к болоту. Скорее всего, оно будет отрицательным: дети вспомнят, что в русском фольклоре болота – это места обитания нечистой силы (ведьм, кикимор, леших и водяных, а в озерках – и русалок). Известны пугающие людей явления: огоньки, вспыхивающие над болотами; удушающие выделения болотного газа; исчезновения людей в топи болот... Над болотами часто ощущаются дурманящие запахи, исходящие от растений (особенно от багульника). В болотистых местностях у людей чаще возникали различные болезни (малярия). Но надо обратить внимание школьников на то, что, несмотря на это, болота по-своему красивы. При этом можно показать репродукции некоторых картин «Болото в лесу. Осень», «Болото в лесу. Туман», «Сосновая роща у болота», «Вечер над болотом», «Лесное болото», «Болото осенью». После этого учитель обосновывает важность изучения болот: они имеют огромное, исключительное биосферное значение. Демонстрируя схему взаимодействия компонентов в экосистеме (рис. 1), учитель говорит о том, что болото можно рассматривать как пример устойчивой экосистемы, а затем формулирует задачи экскурсии.
Болото – отличная модель для преподавания не только курса экологии, но и всех разделов биологии, а также многих других наук – естественных, гуманитарных и технических. Огромна, уникальна геологическая роль болот в и настоящем нашей планеты – в развитии ее атмосферы, гидросферы, литосферы, самых разных ландшафтов. Поразительно необычны генетически наследуемые адаптации грибов, растений и животных к удивительным физико-химическим условиям. Программы по освоению болот поддерживаются огромными финансовыми вложениями, они породили множество интересных технических изобретений.
Болота – это особый мир, отдельный,
живущий своей особой жизнью,
имеющий постоянных обитателей и временных гостей,
свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну.
Объяснение:
почти даром!
Болота – это особый мир, отдельный,
живущий своей особой жизнью,
имеющий постоянных обитателей и временных гостей,
свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну.
Ги де Мопассан
1. Введение
Одной из задач экологического образования школьников является формирование экосистемного мышления. Наиболее успешно данная задача может быть решена непосредственно в природе, для чего необходимо проводить экскурсии в экосистемы. Программами биологии и экологии (, 1995) в старшей школе предусмотрено изучение биогеоценозов леса и пресного водоема, в программе «Экология России» (, , 1999) уделяется некоторое внимание экосистемам болот. На уроках биологии и экологии учителя, как правило, разъясняют учащимся, в чем различия биогеноценоза и экосистемы.
Болото – отличная модель для преподавания не только курса экологии, но и всех разделов биологии, а также многих других наук – естественных, гуманитарных и технических. Огромна, уникальна геологическая роль болот в и настоящем нашей планеты – в развитии ее атмосферы, гидросферы, литосферы, самых разных ландшафтов. Поразительно необычны генетически наследуемые адаптации грибов, растений и животных к удивительным физико-химическим условиям. Программы по освоению болот поддерживаются огромными финансовыми вложениями, они породили множество интересных технических изобретений. Во многом этот путь оказался порочным, ибо болота – «сердце» биосферы. Однако осваивать болота надо – и во время экспедиций, и в процессе природопользования.
В связи с вышесказанным болота представляют огромный интерес как пример изучения экосистемы. В данной статье группа биологов – учителей и методистов – предлагает содержание и методику экскурсии «Болото как экосистема» на конкретном маршруте. Немалую роль в зарождении этой идеи сыграло участие авторов в семинаре «Разнообразие болотных экосистем и их охрана», организованном Центрально-лесным государственным биосферным заповедником.
Подходы, примененные при разработке данной экскурсии, могут быть использованы и для экскурсий в другие наземные экосистемы.
Экскурсия может проводиться для учащихся 10–11-х классов при изучении экологии – и как самостоятельного предмета, и в составе общей биологии (в разделе «Основы экологии»). Ботанический и зоологический модули (разделы 4 и 5 предлагаемой методики) могут быть взяты за основу и при проведении экскурсий в курсах биологии растений и животных.
После экскурсии целесообразно провести в классе семинар, посвященный биосферной функции болотной экосистемы и использованию болот человеком.
Особенность предлагаемой методики – это сочетание и чередование рассказа учителя с выполнением детьми практических заданий.
Болото, на которое была совершена экскурсия, относится к категории верховых. Протяженность минимального маршрута по болоту составляет 200 м, а продолжительность экскурсии 3–4 ч.
Экскурсия начинается от края болота, откуда открывается хорошая панорама. Задача первого этапа – сформировать общее представление о болотах, их классификации и особенностях болота верхового типа. Экскурсовод просит учащихся выразить собственное отношение к болоту. Скорее всего, оно будет отрицательным: дети вспомнят, что в русском фольклоре болота – это места обитания нечистой силы (ведьм, кикимор, леших и водяных, а в озерках – и русалок). Известны пугающие людей явления: огоньки, вспыхивающие над болотами; удушающие выделения болотного газа; исчезновения людей в топи болот... Над болотами часто ощущаются дурманящие запахи, исходящие от растений (особенно от багульника). В болотистых местностях у людей чаще возникали различные болезни (малярия). Но надо обратить внимание школьников на то, что, несмотря на это, болота по-своему красивы. При этом можно показать репродукции некоторых картин «Болото в лесу. Осень», «Болото в лесу. Туман», «Сосновая роща у болота», «Вечер над болотом», «Лесное болото», «Болото осенью». После этого учитель обосновывает важность изучения болот: они имеют огромное, исключительное биосферное значение. Демонстрируя схему взаимодействия компонентов в экосистеме (рис. 1), учитель говорит о том, что болото можно рассматривать как пример устойчивой экосистемы, а затем формулирует задачи экскурсии.