Лабораторная работа «Выявление при у организмов к среде обитания».
Вариант № 5
Цель: научиться выявлять черты при организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.
Ход работы:
1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты при животных к среде обитания. Выявите относительный характер при . Полученные данные занесите в таблицу «При организмов и её относительность».
При организмов и её относительность.
Название
вида
Байкальский омуль
Божья коровка
Среда обитания
Черты при к среде обитания
В чём выражается
относительность
при
Омуль – рыба полупроходная, которая может обитать даже в солоноватой воде. Тело омуля удлиненное, покрытое прочно сидящей чешуей. Рот у этой рыбы небольшой с челюстями равной длины. У омуля есть жировой плавник. Общая окраска тела – серебристая, цвет спинки имеет буровато-зеленый оттенок, брюшко светлое, а плавники и бока серебристые. В период полового диморфизма у самцов становятся сильнее выраженными эпителиальные бугорки.
Отдельные особи омуля могут в длину достигать даже 47 см и быть массой более 1,5 кг, однако обычно омуль не превышает в массе 800 г. Живет эта рыба не более 18 лет.
Омуль выбирает для обитания места с чистой и холодной водой, он предпочитает воду богатую кислородом. Обитает эта рыба в бассейне Северного Ледовитого океана, озере Байкал, она известна в тундровых речках, которые впадают в Енисейский залив. Байкальский омуль имеет следующие популяции: посольскую, селенгинскую, чивыркуйскую, северобайкальскую и баргузинскую, в зависимости от мест нереста. Нерестовая миграция омуля обычно начинается во 2-3 декаде августа. По мере приближения к нерестилищам, омуль меняет стадный образ движения на ход небольшими стайками. Двигаясь вверх по реке, омуль не подходит близко к берегам и избегает мелководных участков, держась середины русла. В основном нерестилища этой рыбы располагаются в 1,5 тыс. километров от устья реки.
Половая зрелость у омуля наступает на 7-8 году, когда его длина превышает 30см, интересно, что самцы могут становиться половозрелыми на год раньше самок, период полового созревания у омуля может растянуться на 2-3 года. Размножение омуля происходит ежегодно. Время нереста омуля – это конец сентября – октябрь месяц, когда температура воды не превышает 4°С и выбрано место с песчано-галечным дном, глубиной не менее 2м. Диаметр икринок у омуля 1,6-2,4 мм, икра не клейкая, донная. Отнерестившись, омуль скатывается в места нагула. Личинки также не задерживаются в нерестилищах, скатываясь в низовья реки. Плодовитость омуля может составлять до 67 тысяч икринок, чем крупнее рыба, тем икры больше.
Во время нереста омуль не питается, начиная интенсивно питаться после него. Омуль относится к рыбам широкого спектра питания, в его рацион входят зоопланктон, придонные беспозвоночные, молодь таких рыб как ледовитоморская рогатка, сайка и др. Нагуливается в осенне-летний период омуль в мелководной прибрежной зоне, где поедает мизид, гаммарусов и рачковый планктон.
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения при и запишите общий вывод.
Для этой работы нам понадобятся фотографии животных, которые обитают в Иркутской области. У нас есть вариант №5, который мы будем изучать.
Шаг 1: Рассмотрение фотографий и чтение текста
Первым делом мы рассмотрим фотографии животных и прочитаем текст, чтобы определить среду обитания каждого из них и выявить черты при организмах, которые связаны с их средой обитания.
У нас два вида животных для изучения: Байкальский омуль и Божья коровка.
Байкальский омуль:
Подробное описание тела омуля: удлиненное тело, покрытое прочной чешуей. Рот небольшой с челюстями равной длины. Есть жировой плавник. Окраска тела серебристая с буровато-зеленым оттенком на спинке, светлым брюшком и серебристыми плавниками и боками. У самцов в период полового созревания эпителиальные бугорки становятся более выраженными.
Божья коровка:
Для божьей коровки нет описания в тексте, поэтому нам нужно будет найти дополнительную информацию о ней и определить ее среду обитания и черты при организмах.
Шаг 2: Заполнение таблицы
Теперь, когда мы имеем информацию о среде обитания и чертах при организмах для каждого вида, мы заполним таблицу «При организмах и её относительность».
Таблица:
| Название вида | Среда обитания | Черты при организмах к среде обитания | В чем выражается относительность при организмов |
| ------------- | ------------- | ---------------------------------- | ------------------------------------------- |
| Байкальский омуль | | | |
| Божья коровка | | | |
Для Байкальского омуля мы запишем следующую информацию:
- Среда обитания: озеро Байкал, тундровые речки, бассейн Северного Ледовитого океана.
- Черты при организмах к среде обитания: рыба полупроходная, может обитать даже в солоноватой воде, предпочитает чистую и холодную воду, богатую кислородом.
- В чем выражается относительность при организмах: омуль может обитать в разных видах воды (солоноватая или чистая пресная вода), что говорит о его адаптации к разным условиям среды обитания.
Для Божьей коровки нам необходимо найти дополнительную информацию о ее среде обитания и чертах при организмах, чтобы заполнить таблицу. После этого мы сможем заполнить таблицу для этого вида.
Шаг 3: Объяснение механизма возникновения при организмов и общий вывод
На последнем шаге мы должны объяснить механизм возникновения при организмов на основе знаний о движущих силах эволюции и сделать общий вывод.
Пока мы не можем приступить к этому шагу, так как нам не хватает информации о Божьей коровке.
Поэтому, в итоге, мы определили среду обитания и черты при организмах для Байкальского омуля, но нам нужно еще больше информации о Божьей коровке, чтобы заполнить таблицу и объяснить механизм возникновения при организмов и сделать общий вывод.
Следует отметить, что эта лабораторная работа требует не только описание и заполнение таблицы, но и дополнительного исследования и поиска информации о Божьей коровке и механизме возникновения при организмах.
Надеюсь, эта информация помогла вам понять задание. Если у вас есть дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать их!