Лабораторная работа N 4. «Изучение критериев вида». Цель: изучить критерии вила, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического
критерия.
Материалы: живые растения или гербарные материалы (изображения) растений разных видов одного рода (например,
клевер ползучий и клевер луговой).
Ход работы
Рассмотрите растения двух видов одного рода.
4
5.
Клевер луговой
Клевер ползучий
Сравните внешнее строение листьев, стеблей. Соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений. Выявите
сходство и различия между ними. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную
информацию)
Признак для сравнения
Виды растений
о
Род растения
Тип корневой системы
Листья (простые, сложные)
Жилкование листьев
Листорасположение
Стебель (древесный, травянистый
прямостоячий, стелющийся,
Вьющийся)
Цветок или соцветие
Плод
Черты сходства двух видов:
Черты различия двух видов
Дайте ответы на вопросы
О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?
Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?
6. По результатам работы сделайте вывод
Дополнительная информация
3. Клевер ползучий многолетнее травянистое растение Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий,
стелющийся, укореняющийся в узлах. ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные,
их листочки широкояйцевидные, на верхушке Выемчатые. Черешки восходящие. До
длиной.
Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по
отцветании буреют, цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку.
одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх
почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — Июль
Размножается как семенами, так и вегетативно.
4. Клевер луговой Двулетнее, чаще многолетнее травянистое растение, достигает высоту
15 55 см
Ветвистые стебли приподнимающиеся Корневая система стержневая. Листья тройчатые, с широкояйцевидными
мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками Го краям. Соцветия головки рыхлые,
шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или
неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб, семена то округлые, то
угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне сентябре Плоды созревают в августе октябре
Размножается как семенами, так и вегетативно,
2. Полученные результаты занести в таблицу:
Название критерия вида
Характеристика критерия
Заяц - беляк
30 см
HO
B
Заяц-русак
3. Сформулируйте выводы.
Почему животных отнесли к разным видам, но одному роду?
Что явилось причиной появления разных признаков у зайцев? Объясните с точки зрения эволюции.
СЕМЕЙСТВО ЗАЙЦЕВ.
Давайте взглянем на материалы, которые нам понадобятся для работы. Мы будем использовать живые растения или гербарные материалы (изображения) растений разных видов одного рода. Например, можно взять клевер ползучий и клевер луговой.
Перейдем к ходу работы. Перед вами растения двух видов одного рода - клевер луговой и клевер ползучий. Ваша задача сравнить их внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов.
Чтобы вам было удобнее сравнивать, заполните таблицу, используя предложенные рисунки и дополнительную информацию.
В таблице вы найдете следующие признаки для сравнения: виды растений, род растения, тип корневой системы, листья (простые, сложные), жилкование листьев, листорасположение, стебель (древесный, травянистый: прямостоячий, стелющийся, вьющийся), цветок или соцветие, плод.
Сравните растения и заполните таблицу, указывая черты сходства и различия.
Теперь ответим на вопросы: о чем свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода? Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений? Для ответа на эти вопросы обратимся к результатам нашей работы.
Следующий шаг - сделать выводы по результатам работы. Проанализируйте собранные данные и представьте их в виде вывода, объяснив значения сходства и различия.
Также, в конце работы, у нас есть дополнительная информация, в которой содержится описание характеристик каждого вида клевера.
В итоге, школьники, мы выполнили лабораторную работу по изучению критериев вида на примере двух видов растений одного рода - клевера лугового и клевера ползучего. Мы проанализировали их внешнее строение и сделали выводы на основании сходств и различий.
Если у вас возникли какие-то сложности или дополнительные вопросы, обязательно обратитесь ко мне. Я готов помочь и объяснить все необходимые детали.