Лабораторная работа N°11. Подсчет годичных колец. Цель работы: рассмотреть внутреннее строение древесного стебля и посчитать ягодичные кольца.
Оборудование и материалы: поперечные срезы стволов различных деревьев, лука.
Задания для выполнения:
1. рассмотрев с увеличительного стекла срезы стволов деревьев различной толщины, найдите ягодичные кольца. Определите, в каком слое стебля они образованы. Подсчитав кольца, назовите возраст каждого дерева.
2. Рассмотрев ширину кольца (широкое, узкое), расскажите о погодных условиях, влиявших на рост растения
3. просмотреннве срезы стволов сравните с рисунком в учебнике
1. Перед началом работы нам понадобится поперечный срез ствола различных деревьев и увеличительное стекло. Поперечный срез ствола можно получить, например, использовав пенкер или пилу для древесины.
2. Возьмем один из поперечных срезов и внимательно рассмотрим его с помощью увеличительного стекла. Обратим внимание на круглые извилистые кольца, которые присутствуют на срезе. Эти кольца и называются годичными кольцами.
3. Кольца образуются из-за смены сезонов роста у деревьев. Весной и летом дерево активно растет, а зимой рост замедляется или полностью прекращается. Это приводит к образованию нового слоя внутри ствола, который называется годичным кольцом. Число годичных колец соответствует возрасту дерева.
4. Теперь мы должны определить, в каком слое стебля образовано каждое годичное кольцо. Для этого внимательно рассмотрим цвет и текстуру каждого кольца. Различия в цвете и текстуре свидетельствуют о разных слоях. Край самого недавнего кольца будет более светлым, с возрастанием темноты цвета по мере движения к центру ствола.
5. Подсчитав количество годичных колец, мы можем определить возраст каждого дерева. Возраст выражается в количестве лет, прошедших с момента появления самого первого годичного кольца.
Перейдем к выполнению второго задания:
1. Внимательно рассмотрим ширину каждого годичного кольца. Определите, является ли оно широким или узким.
2. Широкие или толстые годичные кольца обычно свидетельствуют о хороших погодных условиях в период их образования. Это может быть, например, дождливое лето или плодородная почва. В таких условиях растение получает достаточно питательных веществ и воды, что способствует быстрому росту ствола.
3. Узкие годичные кольца могут указывать на неблагоприятные погодные условия в период их образования. Например, засуху или низкую температуру. Это ограничивает доступ растения к необходимым ресурсам, что приводит к медленному росту ствола.
4. Когда мы соотносим ширину годичного кольца с временными погодными условиями, мы можем делать выводы о влиянии погоды на рост растения в конкретный период времени.
Теперь перейдем к выполнению третьего задания:
1. Возьмем еще несколько поперечных срезов стволов различных деревьев и сравним их с рисунком в учебнике. Обратим внимание на схожие особенности внутреннего строения стволов.
2. Сравнивая срезы стволов с рисунком, мы можем увидеть различия и сходства в строении и расположении годичных колец у разных деревьев.
3. Это позволяет нам определить, какие виды деревьев образуют схожие годичные кольца и имеют схожее внутреннее строение стволов.
4. Сравнение с рисунком также позволяет нам узнать много новой информации о разных деревьях, их строении и возрасте.
Надеюсь, эта подробная информация поможет вам выполнить лабораторную работу N°11 и получить хорошие результаты! Если у вас есть еще вопросы, я с удовольствием на них отвечу.