Лабораторная работа 8. Исследование особенностей выделения у растений на примере проростков
Цель работы: убедиться в том, что проростки выделяют вещества.
Оборудование и материалы: 50 семян культурных растений
(злаковых
- овес, пшеница, ячмень или бобовых горох, фасоль и
др.), чашка Петри, 2 пластиковых стаканчика, вата или фильтроваль-
ная бумага, 2 поллитровые банки, 2 пробирки с известковой водой.
Задания для выполнения:
Для успешного проведения данной работы имеющиеся 50 семян
делят на две части по 25 шт. Одну часть семян помещают в чашку Пе-
три на влажную вату или фильтровальную бумагу, смоченную водой.
Ждут 1-3 дня, когда проростки проклюнутся. После этого в один
обрезанный пластиковый стаканчик помещают пророщенные семена.
Снова смачивают их водой так, чтобы она не покрывала поверхность
семян. В другой обрезанный стаканчик
сухие семена. Стаканчики
вместе с пробирками, наполненными известковой водой, в одиночных
штативах помещают под поллитровые банки. Через 5-7 дней можно
осуществлять наблюдение.
1. Пронаблюдайте, как изменился вид известковой воды.
2. ответьте на вопросы:
- Почему результаты опытов отличаются?
Как это связано с процессом прорастания семян?
— Выделение какого вещества вызывает помутнение известковой
воды?
Об интенсивности какого процесса, происходящего у прораста-
ющих семян, это свидетельствует?
3. Сделайте общие выводы по результатам лабораторной работы.
б
Цель работы: Убедиться в том, что проростки растений выделяют определенные вещества.
Оборудование и материалы:
- 50 семян культурных растений (злаковых: овес, пшеница, ячмень или бобовых: горох, фасоль и др.)
- Чашка Петри
- 2 пластиковых стаканчика
- Вата или фильтровальная бумага
- 2 поллитровые банки
- 2 пробирки с известковой водой
Задания для выполнения:
1. Разделите имеющиеся 50 семян на две части по 25 штук.
2. Одну часть поместите в чашку Петри на влажную вату или фильтровальную бумагу, предварительно смоченные водой. Дайте время проросткам появиться в течение 1-3 дней.
3. Поместите пророщенные семена в один из обрезанных пластиковых стаканчиков. Снова смочите их водой так, чтобы она не покрывала поверхность семян.
4. Во второй обрезанный стаканчик поместите сухие семена.
5. Разместите стаканчики вместе с пробирками, наполненными известковой водой, в одиночных штативах, и поместите их под поллитровые банки.
6. Через 5-7 дней можно начинать наблюдение.
Теперь перейдем к вопросам:
1. Пронаблюдайте, как изменился вид известковой воды.
- Обратите внимание на цвет и прозрачность известковой воды до и после опыта. Запишите все наблюдения.
2. Ответьте на вопросы:
- Почему результаты опытов отличаются? Как это связано с процессом прорастания семян?
Результаты опытов различаются из-за выделения растениями специальных веществ - соков. Когда семена прорастают, они начинают выделять эти соки, которые попадают в известковую воду и вызывают ее помутнение.
- Какое вещество вызывает помутнение известковой воды?
Известковую воду помутняет выделяемый растениями газ - углекислый газ (CO2), образующийся в результате дыхания проростков.
- Об интенсивности какого процесса, происходящего у прорастающих семян, это свидетельствует?
Это свидетельствует о интенсивности дыхания прорастающих семян. Чем больше углекислого газа (CO2) выделяется во время дыхания, тем интенсивнее происходит процесс прорастания.
3. Сделайте общие выводы по результатам лабораторной работы.
Итак, в ходе лабораторной работы мы установили, что проросшие семена растений выделяют вещества, которые взаимодействуют с известковой водой и вызывают ее помутнение. Это связано с процессом прорастания, где семена начинают дышать и выделять газ CO2. Чем интенсивнее растение дышит, тем больше газа выделяется и тем сильнее меняется вид известковой воды.
Надеюсь, это поможет вам понять лабораторную работу! Если у вас есть еще какие-либо вопросы, не стесняйтесь задавать.