Лабораторная работа №5.
Модификационная изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Цели: выявить проявления модификационной изменчивости признака роста учащихся класса. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.
Ход работы:
1. Соберите ростовые показатели учащихся класса.
2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—161 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Постройте вариационный ряд изменчивости признака.
Группы (в см. с разницей в 5 см) (V)
Число вариант (Р) (чел.)
150-155
156-160
161-165
3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. На горизонтальной оси отметьте рост учащихся (V), а на вертикальной оси – количество (число вариант P), входящих в данную группу.
4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений. Отметьте на графике показатель среднего роста учащихся класса.
5. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
6. ответьте на вопросы и сформулируйте выводы.: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой — наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?