Лабораторная работа № 4 Тема: «Внешнее строение насекомого»
Цель: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука.
Оборудование: видеоролик «Насекомые», рисунки учебника, презентация.
Ход работы:
1. Рассмотрите насекомое.(майский жук) Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? (майского жука)Как они называются?

2. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, глаза, рот и ротовые придатки.
3. Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте, сколько пар конечностей к ней прикрепляются, и определите характер их строения. Сколько крыльев? Какие они?
4. Рассмотрите третий отдел тела насекомого – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Рассмотрите по бокам брюшка отверстия – дыхальца.
5. Внимательно рассмотрите данную схему и сопоставьте с рисунком.
Тело
(покрыто хитиновым покровом)

Голова
– сегменты слиты;
– рот;
– 2 сложных глаза,
несколько мелких;
– пара антенн
Грудь
– 3 сегмента (передне-, средне-, заднегрудь);
– 3 пары ходильных
конечностей;
– крылья (одна или две пары);
– дыхальца
Брюшко
– количество сегментов варьирует;
– дыхальца
6. Зарисуйте и подпишите в тетради внешнее строение насекомого.
7. Запишите вывод в тетрадь, вставив пропущенные слова: Вывод:
1. Тело насекомых состоит из трёх отделов: головы, ………… и брюшка:
2. на голове находится одна пара усиков, одна пара …………… глаз;
3. на груди — ………. пары ног и две пары крыльев (у большинства насекомых); на брюшке ног нет.
4. Лёгкий и прочный ……………. покров хорошо защищает тело животного.
5. По бокам брюшка находятся маленькие отверстия, которые называются ………………. .
1.В его теле различаются голова, грудь, брюшко.
2.Голова у него не расчленена и образует цельную головную капсулу. На ней расположена пара усиков, сложные фасеточные глаза, между которыми у ряда насекомых находится от 1 до 5 простых глазков. Усики выполняют роль органов обоняния и осязания.Голова несет ротовой аппарат. Он состоит из выроста головной капсулы- верхней губы и трёх пар изменённых конечностей головного отдела: верхний и нижний челюстей и нижней губы.
3. Грудь насекомых состоит из трех сегментов. На каждом из них
расположена пара членистых конечностей.
У насекомых в зависимости от среды обитания и образа жизни развиваются конечности разного типа: прыгательные, роющие, плавательные, собирательные, бегательные и др. Второй и третий сегменты груди у большинства насекомых несут по одной паре крыл.
4.Брюшко соединяется с грудью неподвижно и состоит из 8 сегментов. По бокам брюшных сегментов располагаются отверстия - дыхальца, являющиеся местом поступления воздуха в систему трахей насекомого. В конечной части брюшка находится анальное отверстие (служит для удаления остатков пищи).
7.
1. Тело насекомых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка:
2. на голове находится одна пара усиков, одна пара сложных глаз;
3. на груди — 3 пары ног и две пары крыльев (у большинства насекомых); на брюшке ног нет.
4. Легкий и прочный хитиновый покров хорошо защищает тело животного.
5. По бокам брюшка находятся маленькие отверстия, которые называются дыхальца.
Объяснение:
Перед тем как начать, давайте ознакомимся с целью нашей работы. Она гласит: "Изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука". То есть, мы с вами разберем все отделы тела данного насекомого и органы, которые в них расположены.
Для проведения работ нам понадобится различное оборудование, которое облегчит нам исследование насекомых. Вот список необходимых материалов для нашей лабораторной работы:
1. Видеоролик "Насекомые" - это поможет нам зрительно ознакомиться с различными насекомыми, включая майского жука.
2. Рисунки из учебника - это даст нам возможность изучить внешнее строение насекомых на иллюстрациях.
3. Презентация - это поможет нам систематизировать полученные знания и лучше понять всю информацию о внешнем строении майского жука.
Итак, приступим к выполнению лабораторной работы.
1. В первом задании нам нужно рассмотреть майского жука и определить, сколько отделов можно различить на его теле и как они называются. Вам нужно внимательно посмотреть на жука и подумать, какие части тела вы видите. Используя видеоролик, рисунки из учебника и презентацию, попробуйте определить сколько отделов мы можем найти на теле насекомого и назвать их.
2. Во второй части работы мы будем рассматривать голову насекомого. Вам нужно найти усики, глаза, рот и ротовые придатки на голове, используя видеоролик, рисунки из учебника и презентацию.
3. Третье задание связано с грудью насекомого. Вам нужно определить, какие органы расположены на груди, подсчитать количество пар конечностей, прикрепленных к груди, и определить их строение. Также, вам нужно посчитать количество крыльев и определить их вид. Снова обратитесь к видеоролику, рисункам и презентации для получения информации.
4. В четвертом задании мы рассмотрим третий отдел тела насекомого - брюшко. Вам нужно найти членики на брюшке, которые разделены насечками. Также, обратите внимание на боковые отверстия на брюшке - это дыхальца. Вновь воспользуйтесь видеороликом, рисунками и презентацией для более детального изучения.
5. В пятом задании вам нужно внимательно рассмотреть данную схему и сопоставить ее с рисунком. Это поможет вам лучше понять устройство внешнего строения насекомых.
6. В шестом задании ваша задача заключается в том, чтобы зарисовать и подписать ваши наблюдения в тетради. Создание собственных рисунков поможет вам запомнить и усвоить полученные знания.
7. В седьмом задании вам нужно записать выводы в тетради, вставив пропущенные слова. Например:
1. Тело насекомых состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.
2. На голове находится одна пара усиков, одна пара сложных глаз и несколько мелких глаз.
3. На груди насекомого мы можем наблюдать три пары ходильных конечностей и две пары крыльев (у большинства насекомых). На брюшке же ног не наблюдается.
4. Хитиновый покров насекомых является легким и прочным, что хорошо защищает их тело.
5. По бокам брюшка мы можем наблюдать маленькие отверстия, которые называются дыхальцами.
Таким образом, выполнение всех этих заданий поможет вам более глубоко понять внешнее строение насекомых, в частности майского жука. Учтите, что для ответов на задания необходимо обратиться к видеоролику, рисункам из учебника и презентации. Удачи в выполнении лабораторной работы!