Цель: сформировать понятия о строении органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их функциях.
Задачи:
Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов.
Раскрыть понятия вестибулярного аппарата, кожно-мышечной чувствительности; раскрыть особенности восприятия мира с различных органов чувств человека;
Показать их взаимодействие и взаимный контроль.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь. Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте повторим урок.
Проверка знаний.
Несколько учеников отвечают у доски. Три ученика работают по карточкам.
Рассказать о строении уха и функциях его структур.
Рассказать схему прохождения звуковой волны.
Сообщение «Влияние громкой музыки на орган слуха и ЦНС»
3.Новый материал
Орган равновесия
Орган равновесия — орган, контролирующий положение тела, — вестибулярный аппарат. (записать в тетрадь). Он находится во внутреннем ухе и состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Рецепторы внутри каналов и мешочков — волосковые клетки — испытывают давление со стороны жидкости (в каналах) и известковых кристалликов (в мешочках). При движении жидкость и кристаллики смещаются, давление на волоски рецепторов изменяется, и по нервным волокнам от них в мозг поступает информация об изменении положения тела.
Строение вестибулярного аппарата
Положение нашего тела непрерывно контролируется специальным органом равновесия — вестибулярным аппаратом. С его мы можем выполнять сложные движения, например, занимаясь спортом. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега, для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве.
Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов.
Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. У каждого канала есть ампула, в которой есть гребешок с рецепторами — чувствительными волосковыми клетками. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.
Мешочки воспринимают начало и конец прямолинейного движения, его ускорение или замедление, а также изменение силы тяжести. В стенках мешочков тоже есть рецепторы — волосковые клетки, на которые постоянно давят крохотные известковые кристаллики – отолиты. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, и тут же меняется давление на волоски и в мозг, в центральный отдел вестибулярного анализатора, в кору височных долей, передается возбуждение и информация анализируется.
Цель: сформировать понятия о строении органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их функциях.
Задачи:
Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов.
Раскрыть понятия вестибулярного аппарата, кожно-мышечной чувствительности; раскрыть особенности восприятия мира с различных органов чувств человека;
Показать их взаимодействие и взаимный контроль.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь. Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте повторим урок.
Проверка знаний.
Несколько учеников отвечают у доски. Три ученика работают по карточкам.
Рассказать о строении уха и функциях его структур.
Рассказать схему прохождения звуковой волны.
Сообщение «Влияние громкой музыки на орган слуха и ЦНС»
3.Новый материал
Орган равновесия
Орган равновесия — орган, контролирующий положение тела, — вестибулярный аппарат. (записать в тетрадь). Он находится во внутреннем ухе и состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Рецепторы внутри каналов и мешочков — волосковые клетки — испытывают давление со стороны жидкости (в каналах) и известковых кристалликов (в мешочках). При движении жидкость и кристаллики смещаются, давление на волоски рецепторов изменяется, и по нервным волокнам от них в мозг поступает информация об изменении положения тела.
Строение вестибулярного аппарата
Положение нашего тела непрерывно контролируется специальным органом равновесия — вестибулярным аппаратом. С его мы можем выполнять сложные движения, например, занимаясь спортом. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега, для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве.
Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов.
Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. У каждого канала есть ампула, в которой есть гребешок с рецепторами — чувствительными волосковыми клетками. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.
Мешочки воспринимают начало и конец прямолинейного движения, его ускорение или замедление, а также изменение силы тяжести. В стенках мешочков тоже есть рецепторы — волосковые клетки, на которые постоянно давят крохотные известковые кристаллики – отолиты. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, и тут же меняется давление на волоски и в мозг, в центральный отдел вестибулярного анализатора, в кору височных долей, передается возбуждение и информация анализируется.