Инструкционная карта Лабораторная работа
«Изучение строения, корневища, клубня и луковицы.»
Цель: изучить строение подземных побегов.
Материалы и оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, клубень картофеля и луковица лука репчатего, гербарий корневищного растения (пырей), иод, пипетка.
Ход работы:
І Корневище
Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. (см. рис. 66 стр. 57).
Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
Сделайте вывод о значении корневища растения.
Вывод:
Поскольку на корневище я обнаружил узлы,междоузлия чешуевидные листья,придаточные корни ,значит корневище видоизмененный подземный побег (как и клубень)
ІІ. Клубень
1. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите “глазки”, пазушные и верхушечную почки, определите в какой части клубня — в основании или верхушке — их больше. (рис. 67 стр. 58)
2. Зарисуйте внешний вид клубня картофеля и обозначьте на нем : «глазки»(почки), верхушку клубня, бровки(листовые рубцы), стебель.
3. Разрежьте клубень на две части, на разрез клубня капните раствор йода. Как изменилась окраска разреза клубня? Объясните, почему?
4.Вывод: какое значение имеет клубень в жизни растения.
Вывод:
ІІІ Луковица
1. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу репчатого лука. Найдите сухие чешуйчатые листья, сочные чешуйчатые листья. Какую функцию они выполняют?
2. Найдите и рассмотрите стебель — донце, верхушечную и боковые почки.
3. Зарисуйте срез луковицы и обозначьте на нем: стебель(донце), листья сочные и сухие, почку.
(рис. 68 стр. 58)
4.Вывод: какое значение имеет луковица в жизни растения?
Вывод:
Шаг 1: Изучение корневища растения пырей в гербарии.
- Взять гербарий, содержащий растение пырей, и рассмотреть его корневище.
- Найти узлы (места, откуда отрастают вертикальные побеги), междоузлия (места между узлами), чешуевидные листья и придаточные корни.
- Сделать вывод о значении корневища растения. Например, можно сказать, что корневище является видоизмененным подземным побегом, поскольку на нем присутствуют узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Также стоит отметить, что корневища сходны со строением клубней.
Шаг 2: Изучение клубня картофеля.
- Рассмотреть внешнее строение клубня картофеля.
- Найти "глазки" (почки), пазушные и верхушечную почки и определить, где их больше - в основании или верхушке клубня.
- Зарисовать внешний вид клубня картофеля и обозначить на нем "глазки" (почки), верхушку клубня, бровки (листовые рубцы), стебель.
- Разрезать клубень на две части и на разрез капнуть раствор йода. Затем наблюдать, как меняется окраска разреза клубня. Можно объяснить, что клубень служит запасным питательным органом растения, и присутствие крахмала в клубне становится видимым при реакции с йодом.
- Сделать вывод о значении клубня в жизни растения. Например, можно сказать, что клубень служит запасным питательным органом растения.
Шаг 3: Изучение луковицы репчатого лука.
- Рассмотреть разрезанную вдоль луковицу репчатого лука.
- Найти сухие чешуйчатые листья и сочные чешуйчатые листья и определить, какую функцию они выполняют.
- Найти и рассмотреть стебель (донце), верхушечную и боковые почки.
- Зарисовать срез луковицы и обозначить на нем стебель (донце), листья сочные и сухие, почку.
- Сделать вывод о значении луковицы в жизни растения. Например, можно сказать, что луковица служит запасным питательным органом растения.
Общий вывод:
Мы изучили строение корневища, клубня и луковицы различных растений. Корневище и клубень являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функцию запасных питательных органов растения, а луковица также является запасным питательным органом и выполняет функцию размножения и сохранения растения. Понимание строения подземных побегов позволяет нам лучше понять адаптацию растений к различным условиям среды, а также использовать их в пищевой и декоративной целях.