Английский учёный Р.У. Хингстон проверил умственные жуков-навозников, которые лепят из навоза шары и катят их задними ногами в свою норку: впереди шар, за ним задним ходом жук. Между норкой и жуком, который катил к ней свой шар, учёный поставил листок плотной бумаги, выступавший лишь на 2 см за пределы входа в норку. Жуки (этот опыт исследователь проделал со многими жуками) упирались в препятствие и пытались прорваться через него. Ни один из них не сообразил обойти стороной бумажный лист. Три дня безуспешно изо всех сил жуки напирали на бумагу (Акимушкин И.И. Причуды природы. М.:
Просвещение, 2009. — с. 13).
С деятельностью какой системы связано такое поведение жуков-навозников и какие процессы лежат в основе такого поведения животных? Какой вывод можно сделать на основе этих опытов?
Вначале, давайте разберемся, что происходит в этом опыте. Ученый Р.У. Хингстон установил, что попытки жуков ройных навозников прорваться через листок плотной бумаги были безуспешными. Жуки пытались разрушить или обойти препятствие, но ни один из них не догадался обратиться к обходу преграды отдельными боковыми движениями. Все жуки ройных навозников продолжали напирать силой своего тела без каких-либо изменений стратегии поведения.
Процессы, лежащие в основе такого поведения, связаны с особенностями работы нервной системы жуков. Уровень развития и сложности нервной системы у жуков намного ниже, чем у высших организмов, таких как млекопитающие или приматы. У низших организмов, включая жуков, нервная система преимущественно функционирует на основе простых рефлексов, которые позволяют им выполнять определенные действия и реагировать на внешние стимулы. Эти рефлексы обычно базируются на прямых связях между стимулом и реакцией без необходимости выполнения сложных анализов и принятия решений.
В данном случае, жуки-навозники заключили, что они должны продолжать напирать на препятствие, так как именно такой рефлекс был у них заложен эволюцией. Они просто не имеют возможности анализировать сложные ситуации и учиться по опыту. Это связано с ограниченными возможностями их нервной системы.
Таким образом, основное поведение жуков, которое заключается в настойчивых попытках продолжать напирать на преграды, сопряжено с деятельностью их нервной системы. Они не способны осознавать и анализировать сложные ситуации и пробовать различные стратегии поведения.
На основе данного опыта можно сделать вывод о простоте поведения жуков-навозников и ограниченности их способности к адаптации. В отличие от высших организмов, которые способны учиться на опыте и менять свои стратегии поведения, жуки ограничены простыми рефлексами и действуют только на основе уже существующих программ поведения.
Итак, поведение жуков-навозников, заключающееся в настойчивых попытках прорваться сквозь бумажный лист, связано с деятельностью их нервной системы и ограниченностью их способности к адаптации и обучению. Этот опыт показывает, что простые организмы, лишенные развитой нервной системы и способности к анализу сложных ситуаций, могут оказаться неэффективными в обходе или преодолении препятствий.