а) Как реагируют растения и животные на смену дня и ночи?
б) Какова роль фотопериодизма в жизнедеятельности растений и животных?
в) Почему важнейшим фактором сезонных изменений в живой природе является длина светового дня?
г) Животные реагируют на тепло, холод, звуковые раздражители. Приведите примеры и опишите реакцию животных.
д) Во время рыбалки человек часто использует искусственные приманки – мормышки, блёсны и др. Объясните, проявление какого жизненного свойства рыб используют рыбаки?
а На смену дня и ночи растения реагируют, явлениями фотопериодизма (например, смыкание лепестков цветков или поворот цветков вслед за движением солнца), а животные - при механизма циркадных ритмов (например, спят в ночное время и кормятся в дневное или наоборот). На смену времени года реагируют в более глобальных масштабах, например, растения - сбрасывают листву и прекращают вегетативный рост, а животные - впадают в спячку.
б фотопериодизм выполняет регуляторную роль и вносит коррективы в многие жизненно важные процессы как жизнедеятельности растений, так и животных.
в Это объясняется тем, что из-за изменения световой длины дня меняется и ритм чередования светлого и темного времени суток. Такое явление называется фотопериодизмом. Живая природа очень чутко реагирует на него, подстраивается и заранее готовится к сезонным изменениям. Ведь живым организмам придется в зависимости от сезона либо испытать неблагоприятные факторы, либо, наоборот, увеличить интенсивность своей жизнедеятельности.
г Холод – у большинства животных поднимается дыбом шерсть, так как это позволяет наполнить пространство между шерстинками воздухом, отчего животным становится теплее. Так же реагируют птицы.
Тепло – животные стараются спрятаться в тень, и пить больше воды, чтоб охладиться. Если животному комфортно, оно может проявлять радость.
Звуковые раздражители – большинство животных проявляет беспокойство, агрессию или страх. А даже если и не проявляют, то никогда не остаются безучастными, они обязательно повернутся в сторону звука.
д Применение всех этих при основано на знании человека о пищевом поведении рыб. Так, например, блесна, в процессе её перемещения в толще воды, имитирует движение мелких рыбок, которыми питаются рыбы хищники. Поэтому, например, щука при виде блесны кидается на неё и становится добычей рыбака.