7. Практическая работа Определение признаков класса и семейства в строении растений"
• Цели: научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомить с характерными представителями семейства крестоцветные на примере местных рас видов; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
• Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой (пастушьей сумки, сурепицы обыкновенной), влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков редьки дикой (или других видов с достаточно крупными цветками), коллекции плодов, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, пинцет, лупа.
• Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
•
• Ход работы
• Рассмотрите гербарный экземпляр рисунок растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
• Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?
• Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся и т. д.).
• Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения.
• Рассмотрите соцветие и определите, к какому типу оно относится.
• Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
• Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, изобразите диаграмму цветка.
• Рассмотрите строение плода, определите тип плода.
• Зарисуйте и подпишите плод.
• Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.