1. Спишите, вставляя пропущенные слова
В течение длительной эволюции сформировались различные взаимоотношения организмов в природе. Так, полезные для одновременно двух видов взаимодействия называют . Примером являются отношения между цветковыми растениями и некоторыми . Отношения нападающего и объекта охоты – это пример . В других случаях возможны косвенные взаимодействия. Они возникают тогда, когда виды используют одинаковые для жизни ресурсы, количество которых ограничено. Такие взаимодействия получили название
2. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические.
А) химический состав воды, Б) разнообразие планктона, В) влажность, температура почвы, Г) наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых, Д) скорость течения воды, Е) засоленность почвы,
Ж) разнообразие растений, З) химический состав воздуха, И) наличие в воздухе бактерий
К) увеличение численности паразитов; Л) изменение толщины озонового экрана;
М) изменение численности консументов
3. Какой организм в пищевой цепи будет потребителем второго порядка?
А) лягушка
Б) змея
В) растения
Г) ястреб
Д) насекомое
4. Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными потребностями:
А) конкуренция Б) паразитизм
В) нахлебничество Г) хищничество
5. Абиотический фактор - это
А) изменение температуры воздуха по сезонам года Б) осушение болот человеком
В) вырубка человеком деревьев в лесу Г) поедание хищником жертвы
6. Дайте определение понятиям:
редуценты, консументы, пищевая цепь, биогеоценоз, зооценоз, экология
7. Распределите экосистемы по группам
1 - огород
2 - сад А - естественные
3 - луг Б - искусственные
4 - картофельное поле В - агроценоз
5 - лес
6 - озеро
7 - пруд
8 - городской парк
9 - сосновый бор
8. Составьте пищевую цепь и определите ее компоненты
А) кузнечик, ящерица, трава, микроорганизмы, ястреб
Б) куница, волк, перегной, плесневые грибы, дождевой червь
В) бактерии, волк, листья растений. лось
9. Назовите при животных и растений к жизни в водной среде. (3-4 примера)