№ 1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой
природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка:
покрытосеменные, голосеменные, водоросли, плауны.
А. Б.
В. Г.
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим
признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего
ряда. Объясните свой выбор.
№ 2. Какие функции выполняет мицелий грибов?
№ 3. Семиклассники собрали и подготовили для гербария образцы растений.
Для каждого растения им необходимо составить «паспорт»,
соответствующий положению этого растения в общей классификации
организмов ребятам записать в таблицу слова из предложенного
списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Василёк синий
2) Двудольные
3) Сложноцветные
4) Растения
5) Покрытосеменные
6) Василёк
Царство Отдел Класс Семейство Род Вид
№ 4. Известно, что цветок – это генеративный орган покрытосеменных
растений, в котором происходит образование семян. Используя эти сведения,
выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к
описанию данных признаков. Запишите в ответе цифры, соответствующие
выбранным ответам.
1) Пестик женский орган цветка.
2) Чашелистики цветка выполняют функцию фотосинтеза.
3) Пыльцевая трубка доносит спермии к семязачатку в завязи цветка.
4) Лепестки венчика привлекают опылителей.
5) Цветки могут образовывать соцветия.
ответ:
№ 5. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные
слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера
выбранных слов на места пропусков в тексте.
Папоротники
Папоротниковидные произошли от псилофитов и являются древней группой
высших растений. Листья папоротников - (А) вырастают из почек
корневища и обладают (Б) ростом. На нижней части листьев
папоротника формируются (В). Споры папоротника прорастают
в гаметофит, который называется - (Г). У разноспоровых
папоротников формируются мегаспоры и микроспоры.
Список слов:
1) заросток
2) таллом
3) архегонии
4) вайи
5) спорангии
6) антеридии
7) верхушечным
8) вставочным
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
№ 6. Установите последовательность процесса образования семян и плодов в
цветке, начиная с опыления.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двойное оплодотворение
2) опыление
3) прорастание пыльцевой трубки
4) образование зиготы, из которой развивается зародыш семени
5) выход спермиев в семязачаток
6) формирование плода
№ 7. Установите соответствие между характеристиками и классами
покрытосеменных растений: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАСС РАСТЕНИЙ
А) корневая система мочковатая 1) Двудольные
Б) корневая система стержневая 2) Однодольные
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно 4-5
Д) число частей цветка кратно 2-3
Е) параллельное или дуговое жилкование
Ж) в проводящих пучках есть камбий
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е Ж
№ 8. К какому отделу относят растение,
изображенное на рисунке 1?
1) Двудольные
2) Покрытосеменные
3) Однодольные
4) Голосеменные
ответ:
Рисунок 1
8.1. Какой признак позволяет определить принадлежность растения к этому
отделу?
ответ:
8.2. Какой тип корневой системы у данного растения?
ответ:
8.3. Какая часть растения выполняет функцию привлечения насекомых
опылителей?
ответ:
№ 9. Верны ли следующие суждения о бактериях?
А. Наследственный аппарат бактериальной клетки представлен кольцевой
хромосомой.
Б. Споры бактерий служат для бесполого размножения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: покрытосеменные, голосеменные, водоросли, плауны.
А. покрытосеменные
Б. голосеменные
В. водоросли
Г. плауны
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ: Г. плауны. Плауны не являются растениями, а являются группой водорослей, отличающихся своей морфологией и биологическими характеристиками от остальных объектов на фотографиях.
№ 2. Мицелий грибов выполняет следующие функции:
- Поглощение питательных веществ из окружающей среды. Мицелий обладает большой поверхностью поглощения, что позволяет грибам эффективно поглощать питательные вещества из почвы или других субстратов.
- Распространение спор. Грибы размножаются путем образования спор, которые выпускаются из спороносных органов на мицелии и распространяются по воздуху, воде или насекомыми.
- Взаимодействие с другими организмами. Мицелий грибов может взаимодействовать с корнями растений, образуя микоризу, что позволяет грибам получать питательные вещества от растений и обеспечивает взаимовыгодное симбиотическое взаимодействие.
- Разложение органического материала. Мицелий грибов является основным участником процесса разложения органического материала в природе. Грибы разлагают мертвые растения, животные остатки и другие органические материалы, освобождая питательные вещества и участвуя в круговороте веществ в экосистемах.
№ 3. "Паспорт" растения в общей классификации организмов составляется следующим образом:
Царство: Растения
Отдел: Двудольные
Класс: Сложноцветные
Семейство: Васильковые
Род: Василёк
Вид: Василёк синий
№ 4. Из приведённого списка два утверждения, относящиеся к описанию генеративного органа цветка (цветения покрытосеменных растений):
Ответ: 1) Пестик женский орган цветка.
4) Лепестки венчика привлекают опылителей.
№ 5. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Папоротники
Папоротниковидные произошли от псилофитов и являются древней группой высших растений. Листья папоротников - (8) вставочным вырастают из почек корневища и обладают (6) архегонии ростом. На нижней части листьев папоротника формируются (5) спорангии. Споры папоротника прорастают (7) верхушечным в гаметофит, который называется - (4) вайи. У разноспоровых папоротников формируются мегаспоры и микроспоры.
№ 6. Последовательность процесса образования семян и плодов в цветке, начиная с опыления:
Ответ: 2) опыление
3) прорастание пыльцевой трубки
4) образование зиготы, из которой развивается зародыш семени
6) формирование плода
№ 7. Соответствие между характеристиками и классами покрытосеменных растений:
А) корневая система мочковатая - 2) Однодольные
Б) корневая система стержневая - 1) Двудольные
В) сетчатое жилкование листьев - 1) Двудольные
Г) число частей цветка кратно 4-5 - 1) Двудольные
Д) число частей цветка кратно 2-3 - 2) Однодольные
Е) параллельное или дуговое жилкование - 2) Однодольные
Ж) в проводящих пучках есть камбий - 1) Двудольные
№ 8. Растение, изображенное на рисунке 1, относится к классу "Голосеменные".
Ответ: 4) Голосеменные
8.1. Признак, позволяющий определить принадлежность растения к классу "Голосеменные", это наличие семенных накопителей (конусов, шишек или плодов), в которых формируются семена.
Ответ: наличие семенных накопителей
8.2. Тип корневой системы у данного растения может быть различным в зависимости от вида и условий среды. Например, многие голосеменные растения имеют стержневую корневую систему.
Ответ: тип корневой системы может быть стержневым.
8.3. Часть растения, выполняющая функцию привлечения насекомых опылителей, это цветок.
Ответ: цветок
№ 9. Верны следующие суждения о бактериях:
Ответ: 3) оба суждения верны
- Наследственный аппарат бактериальной клетки представлен кольцевой хромосомой.
- Споры бактерий служат для бесполого размножения.
В данном ответе верны оба суждения о бактериях.