1. организм как система. уровни организации организма. виды регуляции. 2. понятие об онтогенезе. характеристика пренатального этапа развития. 3. постнатальный этап развития. критические периоды. возрастная периодизация. 4. понятие о росте и развитии организма. особенности развития: гетерохронность, акселерация, ретардация. показатели развития. 5. значение и возрастные особенности нервной системы.
Вот
Объяснение:
1)Организм состоит из систем органов, где каждая система выполняет свои функции. Выделяют 6 уровней организации организма:
1. молекулярный
2. клеточный
3. тканевой
4. органный
5. системный
6. организменный
Виды регуляции:
Нервная (осуществляется посредством импульсов, обладает высокой скоростью ответа, регуляция осуществляется из одного центра)
Гуморальная (влияние оказывает через жидкие среды, имеет продолжительное действие, обеспечивается химическими веществами)
2) Онтогенез - индивидуальное развитие; совокупность преобразований, происходящих в организме от его зарождения до естественной смерти.
Пренатальный этап развития начинается с зиготы и заканчивается рождением или выходом из яйцевых оболочек. (его называют еще эмбриональным)
Эмбриональный этап развития:
1. зигота
2. дробление
3. бластула
4. гаструла
5. нейругла
6. органогенез и гистогенез
3) Постэмбриональный этап начинается с рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается смертью. Постэмбриональный период может иметь два развития: прямое развитие, когда личиночная стадия отсутствует, и непрямое, когда есть личиночная стадия.
Критические периоды - это отрезки времени, когда у развивающего организма повышена чувствительность к воздействию повреждающих факторов.
1. время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;
2. момент слияния половых клеток — оплодотворение;
3. имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);
4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);
5. стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);
6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя пренатального периода)
7. момент рождения ребенка и период новорожденности
8. период раннего и первого детства (2 года — 7 лет)
9. подростковый возраст
Возрастная периодизация — это деление на периоды развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти.
4) Рост и развитие человека представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Под ростом обычно понимают количественные изменения, а под развитием - качественные.
Гетерохронность - это неравномерность темпов развития.
Акселерация - это ускорение роста и полового созревания подростков, целого поколения.
Ретардация — более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками.
К показателям физического развития относят массу тела, длину тела, окружность грудной клетки и др.
5) Нервная система — это сложные анатомические и физиологические образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими нервными структурами. Нервная система устанавливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях. С рождения у человека заложены безусловные рефлексы, в течение жизни он приобретает условные рефлексы.