Нужно написать сочинение (как в егэ) по этому тексту. Проблему я определила: проблема сложности передачи своих мыслей другому человеку), а позиция: мысли человека передаются другому человеку при слов, через посредство языка. Вот текст: (1)Это было лет пятьдесят назад. (2)В номере какого то журнала мне попался рассказ Куприна. (3)Назывался он «Вечерний гость».
(4)Насколько я помню, рассказ не произвёл на меня большого впечатления; те
перь я даже не скажу вам точно, о чём в нём говорилось. (5)Но одна маленькая сценка из него навсегда врезалась мне в память, хотя в те дни мне было ещё очень немного лет — десять или двенадцать, не более. (6)Что меня в ней поразило?
(7)В комнате сидит человек, а со двора к нему кто то идёт, какой то «вечерний
гость». «...(8) Вот скрипнула калитка... (9)Вот прозвучали шаги под окнами...
(10)Я слышу, как он открывает дверь, — пишет Куприн. — (11)Сейчас он войдёт,
и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. (12)Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать,
что они значат... и его мысли станут моими мыслями... (13)О, как таинственны, как
странны, как непонятны для нас самые жизненные явления!»
(14)Прочитав тогда эти строки, я остановился в смущении. (15)Сначала мне показалось, что автор смеётся надо мной: что же нашёл он удивительного в таком действительно обыкновенном явлении — в разговоре двух людей?
(16)Разговаривают все. (17)Я сам, как и окружающие, каждый день разговаривал
с другими людьми и дома, и в школе, и на улице, и в вагонах трамвая — везде.
(18)Разговаривали — по русски, по немецки, по французски, по фински или по
татарски — тысячи людей вокруг меня. (19)И ни разу это не показалось мне ни
странным, ни удивительным.
(20)А теперь? (21)А теперь я глубоко задумался. (22)Действительно: как же это так?
(23)Вот я сижу и думаю. (24)Сколько бы я ни думал, никто, ни один человек на свете, не может узнать моих мыслей: они мои!
(25)Но я открыл рот. (26)Я начал «издавать», как написано в рассказе, «звуки
разной высоты и силы». (27)И вдруг все, кто меня окружает, как бы получили возможность проникнуть «внутрь меня». (28)Теперь они уже знают мои мысли: ясно,
они узнали их при слов, через посредство языка. (29)Да, но как это случилось?
(30)Поразмыслите немного над этим во и вы убедитесь, что ответить на него совсем не легко.
(Л.В. Успенский*)
Сочинение по данному тексту можно начать с описания основной темы, которую автор хочет рассмотреть - проблема сложности передачи своих мыслей другому человеку. Введение может содержать следующие предложения:
"В современном мире, как и пятьдесят лет назад, передача и понимание наших мыслей остаются сложными процессами. В тексте Куприна "Вечерний гость" освещается вопрос, на котором остановился и я - как мы, люди, делаем так, чтобы нашу внутреннюю монологическую мысль поняли другие люди. Развитием языковых способов общения стало возможным передавать свои мысли и эмоции другим через слова и язык. Однако, насколько это эффективно и всегда ли наши мысли полностью доходят до собеседника?"
Затем, в основной части сочинения, можно приступить к анализу текста и пошаговому решению проблемы. Логичным будет структурировать сочинение следующим образом:
1. В первом пункте основной части нужно раскрыть моменты, в которых текст вызвал размышления у автора сочинения и укажите, что одна маленькая сценка из рассказа Куприна "Вечерний гость" заставила вас задуматься о том, как мы передаем свои мысли другим людям.
2. Во втором пункте можно обдумать, какими средствами люди пытаются передать свои мысли другим людям. В данном случае основное средство - слова и язык. Поясните, что разговоры - это обыкновенное явление, и все говорят на разных языках, при этом предлагаем школьнику рассмотреть примеры с различными языками, чтобы продемонстрировать, что эффективность передачи мыслей в разных языках может отличаться.
3. В третьем пункте нужно подробно объяснить, каким образом мысль передается через слова и язык. Опишите, что автор текста Куприн использовал такой прием, как разговоры и обмен фразами между персонажами (гость и автор). Обратите внимание на то, что эти фразы, звуки и колебания воздуха передали мысли гостя автору.
4. В четвертом пункте можно проанализировать слова текста "как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые жизненные явления". Объясните, что автор подразумевает, что передача мыслей является важнейшей и одновременно таинственной вещью в мире, и часто бывает непонятной из-за сложности передачи мыслей через слово.
5. В пятом пункте можно привести примеры из своей жизни, где передача мыслей оказалась сложной или неполной. Например, можно упомянуть нюансы общения на разных языках, межкультурные различия, стереотипы и предрассудки, которые могут затруднять передачу и понимание мыслей.
6. В заключении сочинения выразите свое мнение на основе разработанной темы и предложите возможные способы справиться с проблемой передачи мыслей другим людям. Например, можно сказать, что важно быть внимательным, слушать собеседника, избегать предвзятости и не стесняться задавать вопросы для полного понимания.
Надеюсь, что такой подробный и обоснованный ответ с пошаговым решением поможет вам написать качественное сочинение. Удачи в вашей работе!