1 Общая информация о тексте и его содержании (название, автор и информация о нем, место действия, исторический экскурс, главные действующие лица, основная мысль и ее
трактовка автором, др.)
2 События, описываемые в тексте (кратко с использованием собственной лексики и
конструкций+лексика и конструкции из текста).
3 Выводы из рассказанного и их обоснование, свое отношение к рассказанному.
Я встретил Ричардса десять или более лет назад, когда я впервые поехал на Кубу. Он был низким, приятным парнем с острым лицом, ему было примерно 22 года. Он представился мне на лодке, и я был удивлен, обнаружив, что Панамерика Сталь отправила нас обоих на одну и ту же работу.
Ричардс был из какой-то не очень хорошей государственной инженерной школы. Будучи того же возраста, но только из технического колледжа я сразу увидел, что его технические знания были довольно скудными. Я не мог себе представить, как ему удалось получить эту работу.
Ричардс был, естественно симпатичен, и мне он очень нравился. У фирмы был контракт на строительство частной железной дороги. Для Ричардса и меня это была в основном легкая рутинная бумажная работа. По крайней мере, это было легко для меня. Для Ричардса было труднее, потому что он, казалось, не освоил использование логарифмической линейки. Когда он попросил меня проверить его цифры, то я обнаружил, что его расчеты просто ужасны.
«Парень», я просто обязан был это сказать. «Ты, несомненно, самый глупый белый человек в этой провинции. Посмотри, тупица, ты когда-нибудь занимался арифметикой? Сколько будет семь на тринадцать?»
«Посчитай это», сказал Ричардс, «и завтра предоставь мне отчет».
Поэтому, когда у меня было время, я проверил его расчеты, и инспектор нашел всего две ошибки.
В январе несколько директоров Объединенной сахарной компании приехали к нам по делам, но в основном ради удовольствия; хороший повод, чтобы выбраться на юг. Ричардс и я должны были сопровождать их.
Один из директоров, мистер Проссет, задал ряд вопросов.
Я знал работу достаточно хорошо, чтобы ответить на каждый разумный вопрос — такой вопрос, который вероятнее всего задаст опытный инженер. Так как мистер Проссет был не инженер, то некоторые вопросы поставили меня в тупик. Уже в третий раз я вынужден был сказать: «Я боюсь, что я не знаю, сэр. У нас нет никаких расчетов по этому поводу». Вдруг заговорил Ричардс.
«Я думаю, что около девяти миллионов кубических футов, сэр», сказал он. «Я как раз рассчитал это вечером. Просто ради интереса».
«О», сказал мистер Проссет, повернувшись на своем сиденье и одарив его острым взглядом. «Это очень интересно, мистер — э-э — Ричардс, не так ли? Ну, а теперь, может быть, вы могли бы рассказать мне о…»
Ричардс мог. Ричардс знал все. Мистер Проссет сыпал вопросам, а он их достойно отбивал.
Когда мы достигли головной железной дороги, машина уже ждала мистера Проссета. Он рассеянно кивнул и руку Ричардсу. «Очень интересно, на самом деле», сказал он. «До свиданья, мистер Ричардс и
«Не за что, сэр», ответил Ричардс. «Рад если смог оказаться полезным для вас».
Как только машина тронулась, я взорвался. «Немного блефа не повредит, но некоторые из твоих цифр…!»
«Я просто хотел ему угодить», сказал Ричардс усмехаясь. «Если такой человек как Проссет хочет что-то узнать, то кто как не я может рассказать ему».
«Что он подумает, когда посмотрит на цифры или спросит у знающего человека?»
«Послушай, сын мой», сказал Ричардс доброжелательно. «Он не просил никакой информации, которую он собирается использовать. Он не хочет знать эти цифры. Он не будет помнить их. Я даже сам их не помню. Все что он запомнит – это ты и я. Да, поверь мне, он запомнит, что в Панамерика Сталь есть такой умный парень как я, который смог рассказать ему все, что он хотел – просто парень, которого он может использовать; непохожий на других, которые не проявляют интереса к его работе, не могут ответить на самые простые вопросы и кто собирается быть ничтожным всю свою жизнь».
Это правда. Я все еще работаю в компании, до сих пор выполняю небольшую работу для линии построения. А Ричардс? Мне довелось прочитать в газете несколько недель назад, что Ричардс стал вице-президентом и директором Панамерика Сталь, когда Проссет выкупил старую фирму.