Упражнение 110. Прочитайте предложения и определите, ка- кой член (или какие члены) предложения пропущен.
1. Постой, ты кто же? - удивился Куров.
-Ростислав Соколов,
-отрекомендовался мальчик
и даже поклонился при этом. (Б. Пол.)
2. - Ты бросил жену, Микола?
-Нет, она меня. (Шол.)
3.-Булочник Коновалов здесь работает?
-Здесь! ответил я ей. (М. Г.)
4. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - людям, к обществу. (Т.) 5. Кто его ждал? Пустая, неуютная комната. (Б. Пол.) 6. Мать сунула отцу пакет, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои. (С. Бар.
1. Постой, ты кто же? - удивился Куров. - Ростислав Соколов, - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом. (Б. Пол.)
В этом предложении пропущено второстепенное дополнение, которое указывает на предмет, кого именно расторгает мальчик. Мы можем догадаться, что это может быть "себя" или "свое имя", так как мальчик расторгается от своей личности. Поэтому мы можем дополнить предложение следующим образом: "Ростислав Соколов - мой ответ" или "Ростислав Соколов, - сказал мальчик".
2. - Ты бросил жену, Микола? - Нет, она меня. (Шол.)
В этом предложении пропущен подлежащее, которое указывает на того, кто именно бросил кого-то. Мы можем сделать вывод, что в данном случае это "она". Поэтому мы можем дополнить предложение следующим образом: "Нет, она меня бросила" или "Нет, это она меня бросила".
3. - Булочник Коновалов здесь работает? - Здесь! ответил я ей. (М. Г.)
В этом предложении пропущено прямое дополнение, которое указывает на то, к кому именно я отвечал. Мы можем предположить, что это "ей" или "Коновалову". Поэтому мы можем дополнить предложение следующим образом: "Здесь! - ответил я ей" или "Здесь! - ответил я Коновалову".
4. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - людям, к обществу. (Т.)
В этом предложении пропущено одно дополнение, которое указывает на предмет, к кому или к чему ближе стоял хорь. Мы можем предположить, что это "себе" или "своим интересам". Поэтому мы можем дополнить предложение следующим образом: "Хорь же - людям, к обществу и себе" или "Хорь же - людям и своим интересам".
5. Кто его ждал? Пустая, неуютная комната. (Б. Пол.)
В этом предложении пропущено обстоятельство места, которое указывает на то, где находится пустая, неуютная комната. Мы можем предположить, что это "там" или "внизу". Поэтому мы можем дополнить предложение следующим образом: "Кто его ждал там?" или "Кто его ждал в пустой, неуютной комнате?".
6. Мать сунула отцу пакет, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои. (С. Бар.)
В этом предложении пропущено два дополнения: одно после глагола "сунула" и одно после глагола "протянул". Первое дополнение указывает на предмет, что именно было сунуто отцу, а второе дополнение указывает на предмет, какие именно перчатки я протянул отцу.
Мы можем предположить, что первое дополнение это "пакет" или "подарок", а второе дополнение это "свои перчатки" или "новые перчатки". Поэтому мы можем дополнить предложение следующим образом: "Мать сунула отцу пакет, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои перчатки" или "Мать сунула отцу подарок, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу новые перчатки".
Вот и всё! Я надеюсь, что эти пояснения и дополнения помогли вам лучше понять, какие части предложений были пропущены. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать. Удачи в изучении русского языка!