Стили и типы речи
: а) прочитайте тексты; определите тип и стиль речи.
б) определите тему и основную мысль каждого текста.
в) выпишите главную информацию (сжатие)
1 вариант
1. прочно соединить детали в космическом вакууме несложно. если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. на земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. в космическом вакууме окисная плёнка не образуется.
2. любите ли вы так, как люблю её я? то есть любите ли вы читать книги? есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся в жизни. человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. есть книги, без которых спокойно можно прожить. а есть книги, без которых жить трудно. и если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для потерян. он будет жевать попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая, что она к животворной никакого отношения не имеет. но неужели всё так безнадёжно? к счастью, нет. живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. (по в. иванову)
3. однажды мы с гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. поток воды остановился. по лицу гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. потом гайдар тяжело дышал. ладонь у него была окровавлена. но он был радостно настроен, потому что ему удалось маленький чудный сад.
мне не хватает гайдара – большого, доброго, талантливого человека.
(по к. паустовскому)
4. организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. а вот, например, человек и морская свинка утратили эту в ходе эволюции. так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина с в сутки. «аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров укреплению костной ткани зубов. при недостатке витамина с у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани.
5. однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. я вышел из рубки на крыло мостика. ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. я поднял к глазам бинокль. в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. (по в. конецкому)
- Тип речи: научный, объяснительный. В тексте рассказывается о процессе холодной сварки и причинах ее возникновения в космическом вакууме.
- Стиль речи: научно-популярный. В тексте используются специфические термины и объяснения, но без использования сложных конструкций и формулировок.
Тема: Холодная сварка в космическом вакууме.
Основная мысль: Процесс холодной сварки возникает в космическом вакууме из-за отсутствия окисной пленки на поверхности стыка металлических деталей. Окисная пленка не образуется в космическом вакууме, что позволяет деталям прочно соединиться.
Главная информация: В космическом вакууме холодная сварка возникает из-за отсутствия окисной пленки, которая возникает в земных условиях. Это позволяет деталям прочно соединиться.
Текст 2:
- Тип речи: эмоциональный, художественный. В тексте автор выражает свою любовь к книгам и деликатно убеждает читателя в их важности.
- Стиль речи: литературный. В тексте используется метафоричная речь, сложные сравнения и обращение к эмоциям читателя.
Тема: Значение чтения и книг в жизни человека.
Основная мысль: Чтение книг позволяет человеку погрузиться в совершенно новый мир и обогатить свои знания о себе и об окружающем мире. Некоторые книги способны изменить наше восприятие и характер, при этом существуют книги, без которых жить трудно.
Главная информация: Чтение книг позволяет погрузиться в новый мир и узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Кроме того, существуют книги, без которых жить трудно.
Текст 3:
- Тип речи: повествовательный, описательный. В тексте автор рассказывает о ситуации с разрывом водопроводной трубы и подробно описывает действия главного героя.
- Стиль речи: литературно-публицистический. В тексте используются яркие описания и эмоциональные выражения.
Тема: Ситуация с разрывом водопроводной трубы и героический поступок главного героя.
Основная мысль: Главный герой смог остановить разливавшуюся воду, зажав трубу, несмотря на боль, которую он испытал. Ему удалось спасти сад и восстановить порядок.
Главная информация: Главный герой смог остановить разливавшуюся воду и спасти сад, несмотря на боль, которую он испытал.
Текст 4:
- Тип речи: научный, информативный. В тексте рассказывается о значении аскорбиновой кислоты в организме человека и о ее отсутствии в организме определенных видов животных.
- Стиль речи: публицистический. Автор использует фактические данные и ясные объяснения.
Тема: Значение аскорбиновой кислоты в организме человека и некоторых животных.
Основная мысль: Аскорбиновая кислота (витамин C) выполняет важные функции в организме человека, такие как укрепление костной ткани и поддержание эластичности капилляров. Недостаток этого витамина приводит к развитию цинги, характеризующейся кровоточащими дёснами.
Главная информация: Аскорбиновая кислота важна для укрепления костной ткани и эластичности капилляров. Ее недостаток может привести к кровоточащим дёснам.
Текст 5:
- Тип речи: художественный, описательный. В тексте описывается сцена с прилетом скворцов на вахту и ночью на теплоходе.
- Стиль речи: литературный. В тексте используются яркие описания и художественные элементы.
Тема: Прилет скворцов и осенний пейзаж.
Основная мысль: Прилет скворцов на фоне осеннего ненастного дня создает эффект загрязненности и хаоса, но при этом вызывает интерес у автора, который наблюдает за ними с мостика теплохода.
Главная информация: Прилет скворцов на фоне ненастного осеннего дня создает интерес у автора.
Надеюсь, эта информация поможет вам правильно определить тип и стиль речи, а также выделить главную информацию, тему и основную мысль каждого текста.