А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Слова автора внутри прямой речи
«П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
«П!?... — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
«П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
Извини что не кратко,но просто ты не уточнил какую именную схему,поэтому несколько вариаций есть здесь.
Прямая речь после слов автора
А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»
Прямая речь перед словами автора
«П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
«П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.
Прямая речь внутри слов автора
А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Слова автора внутри прямой речи
«П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
«П!?... — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
«П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
Извини что не кратко,но просто ты не уточнил какую именную схему,поэтому несколько вариаций есть здесь.
Слова автора перед прямой речью:
А: "П".
А: "П!"
А: "П?"
Слова автора после прямой речи:
"П",- а.
"П?"- а.
"П!"- а.
Слова автора прерывают прямую речь:
"П, - а, - п".
"П! - а. - П".
"П? - а. - П?"