Сделайте только 1 вариант❤️. уроки 77. контрольный диктант № 3.
зной сменился прохладой, становилось зябко. вдоль гавани мимо испанской деревушки по прогретой солнцем дороге устало брёл незнакомец. по небрежности в одежде, по покрытой пылью обуви, тяжёлой походке было видно, что человек идёт издалека и перенёс в пути большие невзгоды. путник приблизился к кораблям, стоявшим у берега. там кипела работа. грузчики спешили перенести с каравелл мешки с пряностями: чёрным перцем, ванилью, корицей, кофе.
запах пряностей напомнил мужчине о цели его путешествия. это был христофор колумб. он пришёл в испанию просить у короля денег на поход в индию. он не хотел пробираться вдоль побережья африки. он утверждал, что земля — это шар. если плыть на запад через океан, то через один-два месяца можно достичь сказочной индии, да ещё присоединить к испанским владениям новые земли.
(по о. ковалевской.)
примечание. разъяснить написание.
— укажите род, число, падеж и склонение существительных в первом абзаце (i вариант); во втором абзаце (ii вариант).
— объясните графически слитное или раздельное написание не с существительными.
— подчеркните орфограммы в словах: приблизился, перцем, поход (i вариант); пробираться, африки, присоединить (ii вариант).
— произведите синтаксический разбор первого предложения (i вариант); предпоследнего — (ii вариант).
Первое задание требует указать род, число, падеж и склонение существительных в первом и втором абзацах. Для этого мы должны внимательно прочитать данные абзацы.
Первый абзац:
- Зной сменился прохладой, становилось зябко. В этом предложении у нас есть слова "зной" и "прохлада", которые стоят в именительном падеже единственного числа. Оба существительных являются женского рода (зной - жар), они склоняются по первому склонению.
Второй абзац:
- Путник приблизился к кораблям, стоявшим у берега. Там кипела работа. В этом предложении мы видим слова "путник", "корабли" и "работа". Существительное "путник" стоит в именительном падеже единственного числа и является мужского рода (путник - путешественник), оно склоняется по второму склонению. Существительное "корабли" стоит в предложном падеже множественного числа и является мужского рода тоже, склоняется оно по третьему склонению. Существительное "работа" стоит в именительном падеже единственного числа и является женского рода (работа - труд), оно склоняется по первому склонению.
Итак, в первом абзаце существительные склоняются по первому склонению (женского рода), а во втором абзаце одно существительное склоняется по второму склонению (мужского рода), а два других - по третьему склонению (мужского и женского рода).
Второе задание требует объяснить графически слитное или раздельное написание не с существительными.
В данном тексте у нас нет ситуаций, когда не написано слитно с существительными.
Третье задание требует подчеркнуть орфограммы в словах.
Первый абзац:
- приблизился - двойное "с" (непроизносимое);
- перцем - буква "ц" (мягкий знак, пишется после шипящих, чтобы сохранить звук [ц]);
- поход - буква "о" (записывается вместо "е" после приставок "про-", "пред-" и др.).
Второй абзац:
- пробираться - двойное "р" (непроизносимое);
- африки - буква "и" (исходный вариант написания);
- присоединить - двойное "с" (непроизносимое).
И наконец, четвертое задание требует произвести синтаксический разбор первого предложения из первого абзаца и предпоследнего предложения из второго абзаца.
Первое предложение первого абзаца:
- Зной сменился прохладой, становилось зябко.
1. Зной - подлежащее (с кем? - сменился)
2. сменился - сказуемое (что сменилось? - зной)
3. прохладой - дополнение (чем? - прохладой)
4. становилось - сказуемое (что становилось? - зябко)
5. зябко - обстоятельство (как? - зябко)
Предпоследнее предложение второго абзаца:
- он утверждал, что земля — это шар.
1. он - подлежащее (кто утверждал? - он)
2. утверждал - сказуемое (что делал? - утверждал)
3. что земля — это шар - дополнение (что утверждал? - что земля — это шар)
Вот и все решения и объяснения по заданию. Надеюсь, что я смог помочь вам разобраться. Если остались какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать их. Удачи вам!