Традиция святочных гаданий очень стара. Она пришла ещё из язычества, которое царило в древней Руси до того, как князь Владимир крестил её. И даже после крещения суеверия никуда не ушли, просто слились с новой верой и утвердились так крепко, как одна только новая вера не закрепилась бы никогда. Есть гадание на Святки, которое считается очень страшным и одновременно очень точным. Нужно взять два зеркала, большое и малое. Большое поставить перед собой, поставить по бокам свечи, и, произнеся нужные слова, выставить перед собой маленькое зеркало, чтобы образовался огненный коридор в глубине зеркал. По нему пойдет отражение, постепенно приближаясь, и нужно успеть разглядеть его лицо и опустить зеркало до того, как он подойдет вплотную. Иначе может ударить по лицу и оставить родимое пятно, а то и вовсе утащить с собой. Именно так и собирается гадать Светлана. На ней нарядное платье, кокошник и жемчужные бусы. Она принарядилась, как невеста – не всякий день встречаешь своего суженного, пусть пока только в отражении – и сняла нательный крест, который любая православная христианка должна носить не снимая. Ведь если его не снять и не положить в носок под левую пятку, колдовство не сработает. Лицо у девушки напряженное. Она смотрит в свое отражение так, словно уже старается увидеть суженого – ещё не подняв зеркала, не сказав слов. Должно быть, ей страшно. Ведь колдующий и душу губить, и опасности себя подвергает, но любопытство куда сильнее страха. Зеркало выглядит старым и наверняка вытащено из бабушкиного сундука. Свеча в старинном подсвечнике, горит ровно и ярко. И кто знает, что может случиться в эту ночь? Может быть, и правда придет суженный, а может быть, явится рогатый черт и посмеется, стуча по зеркалу с той стороны. Вместе с девушкой зритель задается этим вопросом и невольно начинает нервничать.
В конце лета 1835 года картина Брюллова«Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что придать картине «жизни».
До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время. Текущий статус сохранности: удовлетворительный.
На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русскомсарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого. Сюжет был навеян популярной в то время В. А. Жуковского«Светлана».
Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная . В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта.
До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время. Текущий статус сохранности: удовлетворительный.
На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русскомсарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого. Сюжет был навеян популярной в то время В. А. Жуковского«Светлана».
Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная . В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта.