Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы.
Она с радостью переносила боль: только бы своих милых братцев.
Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.
В саду уже пробились светло-зелёные иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; весёлый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.
Берёза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому.
На другой день уже дед ходит по баштану как ни в чём не бывало и покрывает лопухом арбузы.
Перепишем заданные предложения, выделив грамматические основы:
1. Она с радостью переносила боль: только бы своих милых братцев.
Грамматические основы: переносила, своих милых братцев.
2. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.
Грамматические основы: покрылось, поднималось.
3. В саду уже пробились светло-зелёные иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; весёлый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.
Грамматические основы: пробились, набухли, лопались, было, кружили.
4. Берёза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому.
Грамматические основы: без вершины, без мужа.
5. На другой день уже дед ходит по баштану как ни в чём не бывало и покрывает лопухом арбузы.
Грамматические основы: ходит, покрывает.
Теперь рассмотрим постановку знаков препинания в каждом из предложений:
1. Она с радостью переносила боль: только бы своих милых братцев.
В данном случае используется двоеточие, которое разделяет предложение на две части. Первая часть - "Она с радостью переносила боль", вторая часть - "только бы своих милых братцев".
2. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.
В данном предложении используются запятые, которые разделяют предложение на три части. Первая часть - "Море вдали уже покрылось багрянцем", вторая часть - "навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако", третья часть - "мягких очертаний".
3. В саду уже пробились светло-зелёные иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; весёлый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.
В данном предложении используются точка с запятой и запятые. Точка с запятой разделяет предложение на две части: первая часть - "В саду уже пробились светло-зелёные иглы молодой травы", вторая часть - "на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; весёлый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову". Запятые во второй части предложения используются для разделения перечисления: "на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц", "весёлый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову".
4. Берёза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому.
В данном предложении используется тире, которое отделяет две части предложения: "Берёза в лесу без вершины" и "хозяйка без мужа в дому".
5. На другой день уже дед ходит по баштану как ни в чём не бывало и покрывает лопухом арбузы.
В данном предложении используется союз "и", который связывает два предложения-части: "На другой день уже дед ходит по баштану как ни в чём не бывало" и "покрывает лопухом арбузы". В данном случае знак препинания не требуется.
Надеюсь, данное пояснение и ответ помогут вам понять постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Если остались дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать их!