Контрольный тест по теме «Сложносочиненное предложение» 1. Укажите ССП с противительным союзом.
1) Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
3) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4) Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?
2.Укажите ССП с соединительным союзом.
1) Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.
2) Дождь давно перестал, но раскаты грома не прекращались.
3) Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.
3.Укажите ССП с разделительным союзом.
1) Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.
4) Выпал снег, и вокруг стало бело.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.
1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.
Вой волка восходил вверх начальными полутонами (2)и задерживался долго на пронзительной ноте.
Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то голова.
1) 2,3 2)1,3 3)3 4) 1,2,3
7. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Я стал читать (1) и во мне проявилась охота к литературе.
Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.
1) 3 2)1 3)1,3 4) 1,2,3
8. На месте каких цифр в предложениях должные стоять запятые?
Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора.
Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.
1) 3 2)2,3 3)1,3 4) 1,2,3
9.. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.
2) С утра шел дождь, и гремел гром.
3) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
10. Составьте небольшой текст (5-7 предложений) со ССП с разными сочинительными союзами. Союзы обозначьте кружком, выделите квадратными
скобками простые предложения в составе ССП, подчеркните грамматические основы.
2) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
Обоснование ответа: В данном предложении присутствует противопоставление двух частей - "горек" и "сладки". Союз "зато" выражает эту противопоставленность. Поэтому данное предложение является сложносочиненным предложением с противительным союзом.
3. Второй вопрос - укажите ССП с соединительным союзом.
2) Дождь давно перестал, но раскаты грома не прекращались.
Обоснование ответа: В предложении присутствуют две части, которые связаны соединительным союзом "но". Этот союз связывает две противоположные по смыслу части предложения. Поэтому данное предложение является сложносочиненным предложением с соединительным союзом.
4. Третий вопрос - укажите ССП с разделительным союзом.
4) Выпал снег, и вокруг стало бело.
Обоснование ответа: В этом предложении присутствует союз "и", который разделяет две имеющие самостоятельное значение части предложения. Эти части могут существовать самостоятельно, связь между ними не является сильной. Поэтому данное предложение является сложносочиненным предложением с разделительным союзом.
5. Четвертый вопрос - укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Обоснование ответа: В данном предложении присутствует однородные члены "присаживался" и "начинался", которые соединены союзом "и". Перед союзом "и" в данном случае запятая не ставится. Поэтому данное предложение является простым предложением с однородными членами, перед союзом "и" запятая не нужна.
6. Пятый вопрос - укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Обоснование ответа: В данном предложении также присутствуют однородные члены "глухой шум" и "летела пыль", которые соединены союзом "и". Перед союзом "и" в данном случае необходимо поставить запятую. Поэтому данное предложение является простым предложением с однородными членами, перед союзом "и" нужна запятая.
7. Шестой вопрос - на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
4) 1,2,3
Обоснование ответа: В предложениях перечислены два элемента - "обручи" и "торчали порожние бочки". Чтобы отделить эти элементы друг от друга, необходимо поставить запятую между ними. Поэтому на месте цифр 1, 2 и 3 в предложениях должны стоять запятые.
8. Седьмой вопрос - на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
4) 1,2,3
Обоснование ответа: В предложениях перечислены три элемента - "стихотворение", "сказка" и "роман". Чтобы отделить эти элементы друг от друга, необходимо поставить запятые между ними. Поэтому на месте цифр 1, 2 и 3 в предложениях должны стоять запятые.
9. Восьмой вопрос - на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
2) 2,3
Обоснование ответа: В предложениях перечислены два элемента - "пила" и "топор". Чтобы отделить эти элементы друг от друга, необходимо поставить запятую между ними. Поэтому на месте цифр 2 и 3 в предложениях должны стоять запятые.
10. Десятый вопрос - укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
3) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
Обоснование ответа: В данном предложении после слова "толпа" следует прилагательное "расступилась", их связывает союз "и". Между прилагательным и союзом необходимо поставить запятую. Поэтому данное предложение содержит пунктуационную ошибку.
Текст со ССП с разными сочинительными союзами:
Мальчик пошел гулять [и] посмотрел на синее небо.
Он встретил своего друга [и] они пошли кататься на велосипедах.
Затем они зашли в парк [и] увидели красивые цветы.
Мальчик взял цветок [и] подарил его своей маме.
Вечером они с другом вернулись домой [и] посмотрели интересный фильм.
После просмотра фильма они решили поиграть в настольную игру [и] провели веселый вечер.
Когда наступила ночь [и] зазвонил будильник, мальчик понял, что пора идти спать.