К моему рождению дедушка и бабушка построили дачу. На участке, которого из конца в конец не было видно, воздвигли большой двухэтажный деревянный дом. Его обогревали три печки, в них же готовилась пища, которая была почему-то гораздо вкуснее московской, приготовленной на газовой плите. А толстая тёмно-коричневая пенка на топлёном молоке, по-моему, вообще может родиться только в печке. Мне нравилось всё, кроме комаров и туалета в саду. Нравились майские жуки на пионах, тритоны, водившиеся в пруду неподалёку, нравились бесконечные гости, чай с мёдом от соседа-пасечника на террасе. Мне казалось, что и вся наша семья существует благостно только на даче. Я там росла с удовольствием, которое никогда и нигде после не было таким чистым и полным, потому что горчила, возможно, это неизбежная примесь городской гари. Я купалась в озере и бродила в лесу. Лес был редкостным: именно там остановили нацистов под Москвой, и спустя 30 лет после окончания войны он был изрыт окопами и траншеями, усеян патронами, осколками, касками. От этого у меня в детстве создалось впечатление, что я знаю войну, и от этого мне страшно было засыпать в городской квартире. Каждый ночной звук казался мне началом войны, которую я представляла себе чем-то вроде конца света.
Когда я выросла, дача перестала меня интересовать. Она потихоньку разрушалась, чинить было некому, сад зарос бурьяном, добираться на электричке плюс автобусе ломало. Интересы мои стали сугубо городскими, а летом тянуло тепло, к морю. Тем не менее, когда пришло уведомление о том, что дачу мою сносят в связи с расширением строительства г. Зеленограда, я плакала, будто у меня отнимают что-то очень дорогое. Я пыталась сопротивляться, сражаться, но власть объяснила мне, что частной собственности у нас нет. Позже я осознала, что отнять фамильный дом — страшное преступление, человек начинает бегать по долам и весям, как обезумевшая овца, пока не обессилеет.
(По Т. Щербина*) *Татьяна Георгиевна Щербина (род. в 1954 г.) — российский поэт, прозаик, эссеист, переводчик.
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Сформулируйте тему текста. 1 б.
2. Определите цель текста 1 б.
3. Определите целевую аудиторию 1 б.
4. Укажите примеры главной и второстепенной информации 4 б.
5. Укажите примеры скрытой информации 3б.