Частица как часть речи 1) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного
2) обозначает признак предмета
3) отвечает на вопросы кто? что?
4) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола
2. Укажите формообразующую частицу:
1) ни звука
2) придумал бы
3) не дождался
4) что за прелесть
3. Укажите предложение с формообразующей частицей:
1) На полянке не было ни души.
2) Пусть никогда не будет войны.
3) Что за утро!
4) Где же он может быть?
4. Укажите дефисное написание слова:
1) Я(же) охоту не любил, а часто просиживал на берегу озера с удочкой.
2) Вряд(ли) сегодня будет хорошая погода.
3) (То) не ветер ветку клонит.
4) Сделал(то) он быстро, да все неправильно.
5. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
1) Хочу стать таким же свободным, как птица.
2) Только один дуб не хотел подчиняться обаянию весны.
3) Было темно, но я различал деревья, людей и даже воду.
4) Вот и солнце встает!
6. Укажите предложение с отрицательной частицей:
1) Давайте восклицать, друг другом восхищаться !
2) Это как раз то, что мне нужно.
3) Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь.
4) Разве так настоящие моряки поступают?
7. Укажите предложение с частицей НЕ:
1) Как н... старался, не мог выполнить задания.
2) Куда н... посмотрю, всюду радостные лица.
3) За что н... возьмется, все у него получается.
4) Нас н... может не волновать красота бушующего моря.
8. Укажите предложение с частицей НИ:
1) Нас н... может не волновать красота бушующего моря.
2) У меня нет н… минуты свободного времени.
3) Н... могу н... говорить об этом.
4) Я н... мог н... улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
9. Укажите предложение с частицей НЕ:
1) Он н… разу не предоставил мне возможности ему.
2) Я н... раз бывал в этих местах.
3) В газетах мы н... разу не читали чего-нибудь подобного.
4) Мы н... разу не страдали здесь от нашествия мошкары.
10. НЕ является частицей в предложении:
1) (Не)подготовившийся к уроку ученик отвечал плохо.
2) (Не)смотря на разбушевавшуюся грозу, отряд продолжал идти дальше.
3) Милый друг, будем плакать, как дети, чтоб (не)детское горе забыть.
4) Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят о нем с (не)уважением.