6. Укажите СПП с придаточным времени. А. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
Б. Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
В. Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.
7. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А. Собаки услышав, что кто-то идет, с лаем бросились нам навстречу.
Б. В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.
В. Я приду и, если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.
Г. Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.
Д. Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.
8. Укажите, в каких предложениях не нужна запятая перед союзом и.
А. Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчал.
Б. Дядя поднял голову, и, словно только что проснулся, повел кругом глазами.
В. Он понял, что разговор окончен, и уныло поплелся Прочь.
Г. Мы подумали, что он опоздает, и что мы не сможем проститься с ним.
9. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А. Лодка едва двигалась по воде, и это было за¬метно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Б. И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу.
В. В жаркие июльские дни, когда город, окру¬женный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.
Г. О соловьях рассказано так много, что труд¬но сказать новое, никому неизвестное.
10. Укажите СПП с однородным подчинением.
А. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.
Б. Чем ближе подходил катер, тем светлее ка¬залась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.
В. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
Г. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
11. Укажите предложение, соответствующее схеме:
А. Была минута, в которую он так сильно вздрог¬нул, что Ольга вскрикнула, думая, что он со¬рвется.
Б. Но судьба послала мне человека, который слу¬чайно открыл мне, что ты воспитываешься у Палицына, что он богат, доволен, счастлив.
В. Сережа догадывался, что его пытаются раз¬глядеть через окно, и нарочно встал так близко к двери, чтобы его нельзя было уви¬деть.
Г. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кус¬тов посыплется роса.
12. Разберите слова по составу
Комочек, замочек.
А. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
- Здесь придаточное предложение начинается со слова "когда" и указывает на время выполнения действия "труд удовольствие". Запятая перед "когда" указывает на синтаксическую связь между двумя предложениями.
Б. Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
- Здесь придаточное предложение начинается со слова "когда" и указывает на время выполнения действия "идешь в дальнюю дорогу". Запятая перед "когда" указывает на синтаксическую связь между двумя предложениями.
В. Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.
- В данном примере отсутствует придаточное предложение с придаточным времени.
7. СПП с пунктуационными ошибками:
А. Собаки услышав, что кто-то идет, с лаем бросились нам навстречу.
- Вместо запятой перед "что" должна стоять точка, так как "что кто-то идет" - это основное предложение, отдельное от "Собаки услышав".
Б. В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.
- В данном примере отсутствуют пунктуационные ошибки.
В. Я приду и, если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.
- Здесь запятая после "и" является лишней. Ее следует убрать.
Г. Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.
- Здесь запятая после "и" является лишней. Ее следует убрать.
Д. Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.
- В данном примере отсутствуют пунктуационные ошибки.
8. В предложениях не нужна запятая перед союзом "и":
А. Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчал.
- Здесь запятая перед "и" является лишней. Ее следует убрать.
Б. Дядя поднял голову, и, словно только что проснулся, повел кругом глазами.
- Здесь запятая перед "и" является лишней. Ее следует убрать.
В. Он понял, что разговор окончен, и уныло поплелся прочь.
- Здесь запятая перед "и" является лишней. Ее следует убрать.
Г. Мы подумали, что он опоздает, и что мы не сможем проститься с ним.
- Здесь запятая перед "и" является лишней. Ее следует убрать.
9. СПП с несколькими придаточными:
А. Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
- В этом предложении есть два придаточных предложения: "как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега" и "что это было заметно".
Б. И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу.
- В этом предложении есть два придаточных предложения с придаточными времени: "где бы ни жил я" и "что бы ни делал".
В. В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.
- В этом предложении есть два придаточных предложения: "когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни" и "что здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада".
Г. О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому неизвестное.
- В этом предложении есть два придаточных предложения: "что трудно сказать новое" и "что никому неизвестное".
10. СПП с однородным подчинением:
А. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.
- В придаточных предложениях после слов "что если" и "что в ней" указывается один и тот же предмет - приглашение и деревня. Подчинение однородное.
Б. Чем ближе подходил катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.
- В придаточных предложениях после слов "чем" и "тем" указывается одно и то же сравнительное обстоятельство - светлость ночи. Подчинение однородное.
В. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
- В придаточном предложении после слова "чтобы" указывается цель - слышать. Подчинение однородное.
Г. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
- В данном примере нет СПП с однородным подчинением.
11. Предложение, соответствующее схеме:
Б. Но судьба послала мне человека, который случайно открыл мне, что ты воспитываешься у Палицына, что он богат, доволен, счастлив.
- Предложение начинается с вводного слова "но" и затем идет перечисление: "который случайно открыл мне", "что ты воспитываешься у Палицына", "что он богат, доволен, счастлив".
12. Разбор слов по составу:
Комочек - Ко- (префикс) + Мо- (корень) + -чек (суффикс) - Приставка "ко-" указывает на направление или приближение, корень "мо-" означает форму комочка, суффикс "-чек" образует уменьшительное значение.
Замочек - За- (префикс) + Мо- (корень) + -чек (суффикс) - Приставка "за-" указывает на защиту или погружение, корень "мо-" означает форму замка, суффикс "-чек" образует уменьшительное значение.