4.Работа с текстом (Упражнение 219 Б, стр.18). Молодые поэты прочитали свои стихи у памятника Шокану Уалиханову.
Сегодня 150 лет со дня смерти Шокана Уалиханова - поэта, просветителя, этнографа, офицера русской армии. В Омске, на улице, названной в его честь памятные мероприятиия.
Мы ведем репортаж с площади около памятника Шокану Уалиханову. Сегодня цветы к памятнику великого поэта возложили представители правительства регинов и консульства Казахстана. Давайте послушаем молодых авторов, которые прочитают стихи собственного сочинения.
Мы все знаем, что выпускник Омского кадетского корпуса Ш. Уалиханов всю жизнь был верен присяге. Он много путешествовал по Казахстану, собирал фольклор, первым познакомил весь мир с эпосом "Манас".
Сегодня мы стали свидетелями того, что Шокан Уалиханов является символом единения и дружбы русского и казахского народов.
ответьте на вопросы:
1.Определите тип речи.
2.Какая информация в тексте главная, а какая – второстепенная?
3.Определите стилевую принадлежность текста. Приведите аргументы.
4.Определите жанр?
5. Дает ли репортаж наглядное представление о мероприятий?
6.Является ли автор репортажа его участником?
7.Какими средствами создается в тексте эффект присутствия автора?
8.Почему Ш.Уалиханова называют "символом единения и дружбы русского и казахского народов".
9.Объясните письменно значение слов: кадетский корпус, присяга, фольклор (см.толковый словарь, стр .170)
В данном тексте присутствуют фактические сведения, показания, воспоминания, поэтическая речь. Тип речи - описательный.
2. Какая информация в тексте главная, а какая – второстепенная?
Главная информация в тексте - это событие, связанное с чтением стихотворений молодыми авторами у памятника Шокану Уалиханову, а также его значимость в культуре и истории. Второстепенная информация - это факты о жизни и деятельности Уалиханова.
3. Определите стилевую принадлежность текста. Приведите аргументы.
Стилевая принадлежность текста - публицистический. Аргументы:
- Использование артиклей и определений для подчеркивания важности Шокана Уалиханова.
- Присутствие поэтической речи и описательных высказываний о символическом значении Уалиханова для русского и казахского народов.
4. Определите жанр.
Жанр текста - репортаж.
5. Дает ли репортаж наглядное представление о мероприятиях?
Да, репортаж дает наглядное представление о мероприятиях, так как описывает чтение стихов у памятника Шокану Уалиханову, а также возложение цветов и присутствие представителей правительства и консульства Казахстана.
6. Является ли автор репортажа его участником?
Из текста не ясно, является ли автор репортажа его участником, так как он использует форму "мы" для обозначения своей команды или широкой группы людей, что не дает точного ответа на этот вопрос.
7. Какими средствами создается в тексте эффект присутствия автора?
Присутствие автора создается с помощью использования формы "мы" в описании мероприятий и деталей, а также объективного повествования о событии.
8. Почему Ш. Уалиханова называют "символом единения и дружбы русского и казахского народов"?
Ш. Уалиханова называют "символом единения и дружбы русского и казахского народов" из-за его значимости в культуре и истории обоих народов. Он был российским офицером, но при этом активно занимался сбором казахского фольклора и прославлением казахской истории.
9. Объясните письменно значение слов: кадетский корпус, присяга, фольклор.
- Кадетский корпус - это специальное учебное заведение, где готовятся будущие офицеры.
- Присяга - это торжественный обещание соблюдать определенные обязанности или верность определенным принципам или идеалам.
- Фольклор - это общественное творчество, передающееся из поколения в поколение в устной или письменной форме. Включает народные песни, сказки, предания, обычаи и традиции.